Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 182 декодировать зашифрованную автором в тексте информацию. Таким образом, художественный текст, объективирующий мысль автора и воплощающий его замысел, осуществляет одну из важнейших задач искусства – является средст- вом познания. В современной филологии текстовые категории по-новому рассматрива- ются в их языковых проявлениях в связи с интенсивным развитием когнитив- ной парадигмы знания в лингвистике и интеграцией смежных гуманитарных наук. Изучение текстовых категорий ведется в рамках междисциплинарного подхода - на стыке философии, психологии, когнитологии и лингвистики. Важ- ность изучения особенностей языкового выражения текстовых категорий в со- временном англоязычном художественном дискурсе с когнитивно-стилисти- ческой точки зрения определяется их ролью в декодировании содержания ху- дожественного текста. Языковые средства выражения данных категорий позво- ляют осуществить категоризацию и концептуализацию мира человеком. В современной науке о языке содержание текста рассматривается как мен- тальное пространство, которое формируется «на уровне составляющих единиц, связей и отношений» и, соответственно, соотносится с денотативно-референ- циальной основой текста. При подобном подходе к анализу художественного текста его смысл соизмерим с интерпретационным компонентом текстового семантического пространства. Данный подход к пониманию смысла текста учитывает процессы порождения и восприятия художественного произведения и его двойную интерпретацию – авторскую и читательскую. Семантическое пространство текста характеризуется как объемностью и открытостью, так и бинарностью. Данное свойство бинарности обусловлено отчасти противоречием внешнего и внутреннего пространств, в некоторой сте- пени наличием различных видов информации, сообщаемой текстом, и в какой- то мере выражением им как явных, эксплицитных, так и неявных, имплицит- ных смыслов. Проиллюстрируем двойственный характер текстовых категорий времени и пространства, характеризующих вымышленную действительность литера- турно-художественного произведения. С одной стороны, их характеристики зависят от объективных свойств реального времени и реального пространст- ва, прежде всего, от их неразрывности. С другой стороны, данные характери- стики определяются рядом субъективных факторов: исторической изменчиво- стью художественного сознания, творческим методом автора, его идеологиче- скими, психологическими позициями, а также конкретной задачей, поставлен- ной художником. В романе современного британского писателя Йена Макьюэна “Искупле- ние” [17] автор использует постмодернистские художественные приемы в уста- новлении своей позиции как по отношению к изображаемому миру в целом, так и к пространственно-временной организации текста романа. Основываясь на довольно хронологичной временной линии (1930–1940–1999 гг.), Йен Макьюэн никогда не представляет читателю полной картины случившегося. Словно мо- заика, картина происходящих событий выстраивается из постоянных проспек- ций и ретроспекций, а также взгляда на события с разных точек зрения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=