Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 181 художественного произведения. При филологическом подходе к тексту как яв- лению культуры важен культурологический контекст [2, с. 73–75]. В настоящее время в филологии происходит интеграция многих введенных в научный обиход в XX–XXI веке подходов к изучению художественного текс- та [16]. В современной филологии прослеживается процесс применения совре- менных методов анализа художественного текста, наблюдается выдвижение построения теории текста с коммуникативных позиций [2]. Текст последова- тельно изучается как знак, в отношении к миру действительности, миру текс- тов [6]. В современной науке о языке активно используются достижения ин- формационной культуры XXI века [14]. Словесная наука активно включается в разработку иных областей гуманитарного знания, ищет и находит применение своей методологии в системе наук нового века. Особенное место в этом зани- мает изучение художественного текста в культурологическом аспекте и рас- смотрение текста как интеграционного феномена культуры. В исследованиях последних лет по отношению к анализу художественного текста активно используется когнитивная парадигма. Так, обосновывается кон- цептуальный подход к художественному произведению как индивидуальной авторской модели мира, воплощенной в тексте романа Ф. С. Фицджеральда “The Great Gatsby” [1]. В большинстве случаев когнитивно-стилистический анализ текста ставит своей целью более глубокое изучение структурной орга- низации и сущности художественного текста как акта коммуникации [12; 15]. Подобный анализ текста обычно базируется на данных традиционных под- ходов: риторико-стилистического, нарратологического, лингвопоэтического и др., и представляет собой обобщение результатов таких прочтений в терми- нах когнитивной науки [19]. Часто для филологического анализа при когнитив- ном подходе используются тексты, связанные тематически и структурно. Целью такого исследования является установление глубинных соответствий, функционирующих как своего рода нейронные связи на уровне текста [18]. Согласно современной теории текста литературно-художественный текст, понимаемый как высшее коммуникативное целое, является и закрытой и от- крытой системой. Закрытость текста обнаруживается в его сущностных при- знаках ограниченности и специфической завершенности. В свою очередь, его открытость в сфере литературного творчества обусловлена установкой на от- ветное понимание и его относительной предметно-смысловой завершенностью. Целостность текста обеспечивается взаимодействием текстовой катего- рией завершенности с другими категориями (информативности, интегратив- ности, хронотопа, образа автора и персонажа, модальности, эмотивности и экс- прессивности). Подчеркнем, что в данном случае речь идет о контекстуально- смысловом аспекте завершенности. Признание открытости, неисчерпаемости смысла литературного произведения всеми исследователями художественного текста в современной филологии тем не менее не отрицает существование по- нятия актуальной завершенности текста с точки зрения целей и задач автора и читателя. Художественный мир произведения создается в том числе взаимодействи- ем текстовых категорий, что представляет возможность читателю правильно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=