Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 179 Ж. Е. Фомичева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к изучению художе- ственного текста как центрального объекта филологической науки. Анализ представленных методов и подходов позволяет признать междисциплинарный и интеграционный характер современного научного филологического знания. Особенное место в изучении художествен- ного текста в настоящее время уделяется его рассмотрению не только как формы литератур- ной коммуникации, но и как феномена культуры. На основе проведенного когнитивно- стилистического анализа англоязычного романа Йена Макьюэна «Искупление» («Atonement») делаются выводы о двухмерности семантического пространства данного тек- ста, лежащей в основе единства объективной и субъективной сторон его интерпретации. Ключевые слова: филология, художественный текст, культура, контекст, категории, интертекстуальность, англоязычный литературно-художественный дискурс, диалог, интер- претация. Возрождение идеи гуманитарного мышления в современной филологии неразрывно связано с возрастающей в настоящее время потребностью развития у обучающихся навыков целостного восприятия художественной системы текс- та. Дидактические аспекты подготовки филологов рассматриваются в контексте специфики филологического исследования, обусловленной особенностями ее объекта. Связный текст в данной отрасли науки о языке выступает в качестве как объекта, так и предмета исследования, который совпадает с объектом. Про- блематика филологических наук со времен средневековья непременно включа- ет изучение функционирования художественного текста как феномена культу- ры, ее продукта и основы, поскольку культура того или иного народа выража- ется в языке и литературном творчестве. Современное понимание системы ху- дожественного произведения, безусловно, предполагает изучение культурной информации, пронизывающей пространство текста и включающей в себя арте- факты, элементы языковой картины мира, концепты, в том числе культурные и этноспецифические. Говоря о важности рассмотрения функционирования текста как феномена культуры, выдающийся отечественный лингвист и литера- туровед Г. О. Винокур подчеркивал: «Всякий языковед, изучающий язык …, непременно становится исследователем той культуры, к продуктам которой принадлежит избранный им язык» [4, с. 211]. Исследование художественного текста в филологии осуществляется на ос- нове приобщения к интеллектуальному, художественному, эстетическому опы- ту того или иного автора в рамках и на основе различных научных парадигм и методов филологического исследования. В научной литературе представлены такие подходы и методики анализа художественного текста, как композицион-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=