Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 175 Т. Н. Николаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Аннотация. Представляется актуальным изучение особенностей таких синтаксических приёмов, как инверсия, обособление, эллипсис, умолчание и других, способствующих реали- зации эмотивной функции языка как в устной, так и письменной речи. Подчёркивается необ- ходимость выявления и анализа эмоционально-окрашенных синтаксических конструкций в ходе обучения чтению и стилистическому анализу на материале англоязычных художе- ственных произведений в старшей школе и вузе. Ключевые слова: синтаксис, эмоционально-окрашенные синтаксические конструкции, синтаксический приём, инверсия, эллипсис, литота, риторический вопрос, параллелизм, хи- азм, многосоюзие, повтор, анафора, эпифора, фраминг, анадиплосис. Одной из центральных в современном языкознании выступает проблема- тика человеческого фактора, языковой личности, а также человеческого начала в языке. По мнению известного лингвиста и лексикографа советской эпохи, профессора И. Р. Гальперина, содержание литературных произведений «пред- ставляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть, роман» [1, с. 19]. Как известно, главным образующим произведения речи выступает син- таксис, значение которого для всех типов высказывания трудно переоценить. В этом смысле и словосочетания, и целые предложения выступают предметом синтаксиса. Усилению эмоционального воздействия на читателя служат неко- торые синтаксические конструкции, которые можно выявить исходя из струк- туры, длины и степени завершенности предложения. Для осуществления эффекта усиления в художественной англоязычной ли- тературе распространено использование различных стилистических средств, в особенности синтаксических. Среди основных эмоционально-окрашенных синтаксических конструкций следует выделить инверсию, эллипсис, литоту, риторический вопрос, параллелизм, хиазм, многосоюзие и повторы. Важно отметить, что все подобные синтаксические приемы характерны и для прозы, и для поэзии. Однако, если в последней главной целью этих средств выступает образование определенного ритма, то в прозе данные син- таксические приемы выполняют самые различные функции, от эмоциональной экспрессивности до речевой характеристики персонажей. Как известно, в английском языке предполагается следующий порядок слов простого предложения – подлежащее, сказуемое, дополнение и другие члены предложения. Но в соответствие с авторской интенцией этот устойчивый

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=