Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 173 ных или соотносительных частей текста [4, 415]. Основным назначением дан- ного приема является создание выразительности с помощью ритмической орга- низации частей высказывания, привлечение внимания реципиента к основной информации текста. Рассмотрим некоторые примеры применения конструкций синтаксического параллелизма и проследим выполняемые ими функции в тек- сте. В качестве источника эмпирического материала будет использована статья When Life got Complicated 1. It didn't swim; it didn't crawl. It couldn't have lived like any organism alive today. It belonged to a more obscure period, inhabited by cryptic, otherwordly crea- tures that most people don't realize ever existed [92]. В данном примере наблюдается использование нескольких параллельных конструкций. Первые две (It didn't swim; it didn't crawl) представляют собой об- разец полного синтаксического параллелизма: в них присутствует равное коли- чество элементов, выполняющих идентичные синтаксические функции и со- храняющие одинаковый порядок слов в предложении. В данном отрывке статьи автор описывает свою находку – отпечатанный на камне оттиск неизвестного ранее живого существа. Параллелизм используется для передачи представлений говорящего, трансляции его размышлений в попытках установить вид предста- вителя простейших. Следующие два предложения имеют сходную структуру и сопоставимы по семантическому наполнению, продолжающем размышления говорящего. Несмотря на отличную структуру, наполнение и количество со- ставляющих элементов, данные предложения также можно отнести к синтакси- ческому параллелизму, конструкции которого соединяются автором с помощью анафорического повтора (it). Данные синтаксические конструкции, основанные на принципе параллелизма, в отрывке выполняют функцию вовлечения: автор передает свои размышления с целью увеличения читательского познавательно- го интереса, воздействуя на их когнитивную сферу. 2. It provided some rigidity, it maximized surface area, and perhaps it reflected a genetic shortcut [97]. В данном примере параллельные конструкции используются автором для уточнения информации с целью достижения максимального прагматического эффекта. В виду того, что читательская аудитория издания достаточно неодно- родна, авторам приходится пояснять сложную специализированную информа- цию. Автор помогает читателям понять, почему размер найденного ископаемо- го организма играл такую важную роль в процессе его жизнедеятельности. В данном примере параллельные конструкции выполняют функцию пояснения: автор дает информацию дозированно, предоставляя читателям возможность осознать ее содержание. 3. The worms crawled in, the worms crawled out, disrupting the microbial mats, possibly munching directly on Ediacarans [105]. В последнем примере представлена полная параллельная конструкция, по- строенная на противопоставлении (crawled in – crawled out). В данном случае синтаксический параллелизм направлен на создание визуального образа описы- ваемого организма. С помощью параллелизма и последующих причастных кон- струкций автор воздействует на когнитивную сферу читателя, формируя в их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=