Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 17 Международный опыт по профилактике школьного буллинга показывает, что управление системой защиты подростков от насилия эффективней всего осуществляется надведомственным органом (совет, междисциплинарный коми- тет, уполномоченные по правам ребёнка) Этот орган, как правило, организует и инициирует следующие виды работ: 1) проведение программ мониторинга (предпосылки агрессивного пове- дения; подростков «группы риска»; образовательных и профилактических учреждений для детей и подростков; специальных учреждений закрытого типа для детей и подростков; состояние проблемы школьного буллинга). 2) создание и постоянное обновление базы данных организаций и служб помощи реагирования; 3) экспертизу деятельности этих организация и служб; 4) экспертизу программ помощи и профилактики; 5) информирование населения о службах реагирования и помощи; 6) ведомственные и межведомственные совещания о состоянии проблемы; 7) ежегодная межведомственная конференция; 8) подготовка ежегодного доклада органам власти о состоянии проблемы [3]. Примером положительного опыта работы в России по профилактике школьной травли являются программы, разработанные в Нижегородском госу- дарственном педагогическом университете. В эти программы включен, напри- мер, тренинг для подростков «Сотрудничать со взрослыми: Я могу», разрабо- танный Д. И. Ежовым. Он ориентирован на повышение успешности подростка в сфере взаимодействия со взрослыми. Другим средством является разработан- ная О. В. Глуздовой программа практических занятий с элементами тренинга для подростков и юношей «Мой защищенный мир». Программа обучает страте- гиям совпадающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте [4]. Исследователи И. С. Бердышев и М. Г. Нечаева отмечают, что при прове- дении тестирования, сбор информации необходимо производить от самого (са- мих) пострадавших, либо от возможных участников издевательств над жертвой. Также следует опросить возможных свидетелей и сторонних наблюдате- лей. Необходимо тщательно анализировать полученную информацию, выде- лить и систематизировать следующие моменты проблемы: – реальность и наличие школьного буллинга; – длительность школьного буллинга; – характер травли в школе; – формы проявления буллинга среди подростков; – ролевая структура булинга (жертвы, агрессоры, наблюдатели); – цели агрессоров; – отношение наблюдателей буллинга к происходящей ситуации; – личностные и поведенческие особенности жертвы; – динамика конфликтов; – другие факты и обстоятельства, необходимые для анализа ситуации. Также следует отметить, что Россия перенимает опыт зарубежных стран в вопросах групповой работы по профилактике школьного буллинга в подрост-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=