Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 161 доверяют детей няне-собаке. И, подобно большинству взрослых людей, роди- тели уверены в своей правоте, непогрешимости, в том, что они могут и должны контролировать жизнь и мысли своих детей. Весьма показателен в этом смысле отрывок, где Барри описывает процесс приведения мыслей детей в порядок. По вечерам, когда дети засыпают, хорошие матери начинают разбирать их мысли, раскладывая по местам всё, что накопилось в их головах за целый день: “It is the nightly custom of every good mother after her children are asleep to rum- mage in their minds and put things straight for next morning, repacking into their proper places the many articles that have wandered during the day… It is quite like tidying up drawers… When you wake in the morning, the naughtiness and evil pas- sions with which you went to bed have been folded up small and placed at the bottom of your mind and on the top, beautifully aired, are spread out your prettier thoughts, ready for you to put on” [1]. За этим, на первый взгляд, невинным поведением скрывается желание все контролировать, все за ребенка решать – по большому счету, ограничивать его свободу и стремление к самостоятельности. Итак, забота родителей о Венди и ее младших братьях сказалась на ее же- лании заботиться о мальчиках, посвящать им всю себя, ведь мама вложила в нее всю душу. Эти качества Венди передала своей дочери, а та – своей. И каждая из них будет в свое время улетать в Нигдешнюю страну вместе с Пи- тером Пэном: “As you look at Wendy, you may see her hair becoming white, and her figure little again, for all this happened long ago. Jane is now a common grown- up, with a daughter called Margaret; and every spring cleaning time, except when he forgets, Peter comes for Margaret and takes her to the Neverland, where she tells him stories about himself, to which he listens eagerly. When Margaret grows up she will have a daughter, who is to be Peter's mother in turn; and thus it will go on, so long as children are gay and innocent and heartless” [1]. На первый взгляд, связь и преемственность поколений налицо. Но тот факт, что в повести есть персонаж, который, вопреки естественному ходу ве- щей, не хочет взрослеть, боится и избегает процесса взросления, говорит о том, что эти два состояния – детство и взрослость – находятся не только в гармонии, но и в конфликте. Конфликт между беззаботностью детства и ответственностью взрослости является одним из главных конфликтов в повести Барри. А тот факт, что главный герой упорно не желает разрешить этот конфликт, – «пере- сечь границу» между двумя естественными состояниями – делает повествова- ние печальным и по сути трагичным. Литература 1. Barrie, J. M. Peter Pan (Peter and Wendy) [Электронный ресурс] / J. M. Barrie. The Project Gutenberg EBook, 2008. – URL: http://www.gutenberg.org/ files/16/16-h/16-h.htm (дата обращения: 23.10.2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=