Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 159 Питер Пэн – обитатель страны, о которой у взрослых людей сохраняются лишь смутные, но прекрасные воспоминания, страны, в которую им уже нико- гда не вернуться. Созданная воображением шотландского писателя Нигдешняя страна ( Neverland ) прекрасна во всех отношениях. В ней ей всё, что способна нарисовать и оживить детская фантазия: море, остров, рифы, джунгли и их ска- зочные обитатели в лице опасных зверей, кровожадных пиратов и коварных индейцев. Сомнение в том, что эта страна существует, приходит к человеку по мере взросления, когда воспоминания о феях, волшебстве, приключениях туск- неют под воздействием силы трезвого разума и несокрушимой логики. Вот и Миссис Дарлинг, мать Венди, смутно помнит, что была некогда знакома с Питером Пэном: “She had believed in him at the time, but now that she was mar- ried and full of sense she quite doubted whether there was any such person” [1]. Но взрослый здравомыслящий человек не может верить в существование по- добных персонажей – никогда не взрослеющих мальчиков. В отличие от безвременья в Нигдешней стране – в ней нет ни прошлого, ни будущего, только вечное настоящее – в реальной жизни часы безостановочно тикают, и люди взрослеют. Причем, знание о том, что взросление неизбежно, приходит довольно рано. По мнению Барри, это происходит в возрасте двух лет. “All children, except one, grow up. They soon know that they will grow up, and the way Wendy knew was this. One day when she was two years old she was playing in a garden, and she plucked another flower and ran with it to her mother. I suppose she must have looked rather delightful, for Mrs. Darling put her hand to her heart and cried, “Oh, why can't you remain like this for ever!” This was all that passed between them on the subject, but henceforth Wendy knew that she must grow up. You always know after you are two. Two is the beginning of the end” [1]. Автор уверен, что в момент, когда из жизнерадостного и беспечного ребенка человек превращается в обремененного проблемами и заботами взрослого, наступает «начало конца». Следовательно, процесс взросления неотвратимо приближает человека к момен- ту физической смерти. Но еще раньше наступает «смерть» души. Её, по мнению писателя, «убивает» скука, рутина и лицемерие взрослого существования. Питер Пэн не только не хочет взрослеть, он даже вспоминать о взрослых не любит. Например, он ненавидел говорить о матерях, не разрешал мальчикам даже вспоминать о них: “It was only in Peter's absence that they could speak of mothers, the subject being forbidden by him as silly” [1]. Венди упорно пыталась убедить мальчиков в том, что материнская любовь способна творить чудеса и придавать силы, но Питер старательно избегал подобных разговоров и поучи- тельных рассказов на эту тему: “‘If you knew how great is a mother's love,’ Wendy told them triumphantly, ‘you would have no fear’. She had now come to the part that Peter hated” [1]. Вполне вероятно, что причиной был тот факт, что он глубоко обижен на свою мать. Ведь она фактически отказалась от него: не стала его искать, когда он пропал, не оставила открытым окно детской, а просто «завела» другого мальчика: “Long ago,” he said, “I thought like you that my mother would always keep the window open for me, so I stayed away for moons and moons and moons, and then flew back; but the window was barred, for mother had forgotten all about

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=