Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 157 О. А. Бобок Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ О КОНФЛИКТЕ ПОКОЛЕНИЙ В СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ ДЖ. М. БАРРИ «ПИТЕР ПЭН И ВЕНДИ» Аннотация. В данной статье рассматривается проблема интерпретации конфликта по- колений, а именно, периода детства и состояния взрослости, в известной сказочной повести шотландского писателя рубежа XIX–XX веков Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн и Венди». Ключевые слова: детство, взросление, ответственность, беспечность, конфликт. На протяжении нескольких веков существования художественной литера- туры писатели пытаются понять, в чем сущность процесса взросления и каковы истоки и причины конфликта поколений. Почему процессы становления и раз- вития личности человека, формирования характера индивидуума влекут за со- бой неизбежное столкновение интересов взрослых и детей, подростков, юных? Одним из таких писателей в начале XX века стал сэр Джеймс Мэтью Барри – шотландский драматург и романист, автор цикла сказочных произведе- ний о Питере Пэне. После успеха его пьесы «Питер Пэн» (1904), писатель в 1911 году выпускает сказочную повесть «Питер Пэн и Венди», в которой продолжает разрабатывать тему вечного, непрекращающегося детства. Правда, некоторые исследователи творчества Барри уверены, что в действительности обращение к данной теме не было очередной литературной задумкой автора, а стало данью уважения брату. Прототипом Питера мог стать старший брат пи- сателя Дэвид. За день до своего четырнадцатого дня рождения Дэвид погиб в результате несчастного случая, во время катания на коньках. Эта трагедия стала потрясением для всех членов семьи, но особенно сказалась на матери, ко- торая до конца своих дней считала старшего сына «вечным мальчиком», кото- рый никогда не повзрослеет. По словам самого Джеймса Барри, их мать так го- ревала по внезапно ушедшему сыну, что он решил хоть как-то облегчить ее страдания, сделав его героем – тем самым «вечным мальчиком» – в своей кни- ге. Да и сам он не раз говорил о том, что не хочет становиться взрослым. Правда, существует и другое мнение. Писатель был весьма успешен: полу- чил признание при жизни, ему был присвоен титул баронета (1913), он был награждён орденом «За заслуги» (1922), имел много других знаков отличия. Но его семейная жизнь не сложилась, и у него не было детей. Он дружил с большой многодетной семьей Левелин Дэвис и всячески помогал им, а после смерти родителей стал опекуном пятерых мальчиков. Дети Дэвисов заменили Барри семью, он был к ним очень привязан. Именно благодаря этим мальчикам, общению Барри с ними, и мог появиться Питер Пэн, характер которого писа- тель фактически «списывал» с юных Левелин Дэвис. Таким образом, можно сказать, что образ Питера Пэна – собирательный, но в нем отражено разочаро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=