Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 15 Н. С. Бобровникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Аннотация. В статье рассмотрена проблема социально опасного феномена – буллинга. Представлен опыт профилактики проблемы в таких странах, как США и Швейцария. Под- черкнута важность проведения тренинговых занятий с подростками, а также положительный опыт проведения подобных занятий в европейских странах. Приведен обзор российских ис- следователей по проблеме буллинга в подростковой среде. Подчеркнута важность проведе- ния систематических профилактических мероприятий подросткового буллинга с учётом специфических особенностей классов и отдельно взятых учеников. Ключевые слова: буллинг, подростки, жертва, агрессор, наблюдатель, профилактика. Профилактика школьного буллинга в подростковой среде определяется как деятельность по предупреждению и удержанию на социально приемлемом уровне данного явления посредством устранения или нейтрализации порожда- ющих его причин. Профилактические мероприятия способствует уменьшению масштабов данного негативного явления, а также помогает значительно сни- зить количество вовлеченных в процесс виктимизации и проявлений агрессии. В связи с экономической нестабильности современного общества, социального неравенства, повышенного уровня агрессивности среди подрастающего поко- ления, значительно увеличивается риск распространения школьного буллинга в подростковой среде. Примерными комплексной работы по профилактике школьного буллинга среди подростков являются такие страны, как США и Швейцария. Педагоги, психологи, социальные педагоги США полагают, что наиболее удачным спосо- бом решения проблемы является поэтапная работа с подростками в рамках пер- вичной профилактики данного явления. Исследователи А. М. Хорн, Б. Глейзер, Т. В. Сейджер для выявления бул- линга в образовательной среде считают важным проведение систематических опросов среди обучающихся о том: 1) случались в школе конфликтные ситуации, трудности во взаимоотноше- ниях со сверстниками и старшеклассниками; 2) существуют ли какие-либо неприятности у учащихся в настоящее время; 3) могут ли они сообщить о случаях буллинга, проблемах во взаимоотно- шениях у других учащихся; 4) если в настоящий момент они не имеют каких-либо проблем и трудно- сти, то ощущают ли они безопасность в целом [2, с. 188]. Кроме того, важно провести опрос среди учителей и школьной админи- страции. Это необходимо сделать, чтобы оценить обстановку в школе наиболее объективно. После проведения опросов среди подростков и педагогов, необхо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=