Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы экономики и сельского хозяйства 137 Е. А. Нурисламова, А. Ю. Кальянов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация. В настоящей статье изложена характеристика трансформационного разви- тия образовательной системы в условиях рыночной экономики, а также факторы социокуль- турного развития экономических процессов системы образования; приведена характеристика экономических отношений в системе образования. Ключевые слова: образовательный процесс, рыночная экономика, движущие силы, эволюция. В течение последних 30 лет в нашей стране сформировалась принципиаль- но новая социально-экономическая ситуация. Изменения затронули все без ис- ключения сферы жизнедеятельности общества, в том числе науку и образова- ние. Для нормального хода преобразовательных экономических процессов необходимо принципиальное изменение уровня интеллектуального развития наших соотечественников, что можно обеспечить за счёт поднятия образова- тельной системы страны на более высокие ступени развития. Процессы обще- ственного развития на рубеже ХХ и XXI веков показали очень высокую значи- мость достойного образовательного уровня в жизни любого гражданина рос- сийского государства. Одной из стратегических задач образовательной системы считается повы- шение уровня надёжности национальной безопасности государства. Качество общего, профессионального и высшего образования определяет конкуренто- способность государства на мировой арене. Низкий уровень образования, кото- рый не соответствует уровню научно-технического развития мировой цивили- зации, тормозит экономические процессы и сдерживает внедрение инноваций. Образовательная система считается важнейшим институтом российского общества, значение которого заключается в повышении уровня знаний и степе- ни социализации граждан, кадровой подготовке, сохранении национальных культурных традиций и ценностей. С её помощью обеспечивается не только повышение уровня заинтересованности людей в повышении знаний об окру- жающей реальности, но и формируются их взаимоотношения, устанавливаются мировоззренческие позиции и нравственные устои [1, с. 136]. По своей сути образование является сложной социальной природной си- стемой в иерархии мирового устройства и базовой фундаментальной составля- ющей в более сложных структурах – экономической, политической, обще- ственной, которые ориентируются на собственные законы динамики. Нюансы устройства системы образования в процессах жизнедеятельности общества и государства во многом определяются состоянием и направлением системы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=