Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 13 – мотивационный компонент (потребность эффективно взаимодействовать с родителями); – когнитивный компонент (знания о функциях, формах, методах взаимо- действия с родителями, требованиях, предъявляемых к нему); – деятельностный компонент (наличие умений и навыков построения эф- фективного взаимодействия); – рефлексивный компонент (оценка эффективности взаимодействия). Для выявления сформированности у будущих учителей готовности к взаи- модействию с родителями обучающихся нами был разработан диагностический инструментарий, включающий в себя анкету и педагогические ситуации, кото- рые должны были проанализировать старшекурсники. Анкета была направлена на определение ориентации будущего учителя во взаимодействии с родителями обучающихся, выявление знаний о функциях, формах и способах взаимодей- ствия с родителями. На основе анализа предложенных ситуаций студенты должны были спроектировать режимы взаимодействия с родителями. Проведенная нами диагностика показала, что будущие учителя недоста- точно подготовлены к взаимодействию с родителями обучающихся. В исследо- вании принимали участие 50 человек (студенты 4 и 5 курсов, а также выпуск- ники факультета математики, физики и информатики). Так, 70 % студентов в своей будущей профессионально-педагогической деятельности при организации взаимодействия с родителями обучающихся бу- дут ориентироваться на значимую для всех цель – благо ребенка, 20 % – на проведение как можно большего количества мероприятий, и 10 % – на стрем- ление достичь поставленной цели любыми способами. Индивидуальную беседу как основную форму работы с родителями выде- лили 86 % студентов, а также в качестве основной формы опрошенные назвали родительское собрание – 90 % респондентов. Другие формы работы, направ- ленные на вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совершен- ствование их педагогической культуры, на поддержку детей, членов семьи, на оказание им педагогической помощи выделили только 30 % студентов. При анализе продуктов деятельности студентов нами было выявлено, что будущие учителя имеют затруднения при планировании работы с родителями обучающихся. Большинство студентов не справились задачей разработки плана работы с родителями обучающихся, также некоторые студенты не смогли про- анализировать предложенные им ситуации и на основе анализа разработать план работы с родителями. Таким образом, по результатам проведенного анкетирования и анализа продуктов деятельности мы можем судить о недостаточной сформированности у студентов готовности к взаимодействию с родителями будущих учеников. Данные диагностического исследования готовности будущего учителя к взаимодействию с родителями обучающихся подчеркнули актуальность выбранной темы исследования. Для эффективного формирования у будущих учителей готовности к взаи- модействию с родителями обучающихся мы считаем необходимым:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=