Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы экономики и сельского хозяйства 121 имеющих основного общего образования. В период с 2000 г. по 2017 г. относи- тельный уровень оплаты труда занятых работников, имеющих различные уров- ни образования, неуклонно снижался. Уровень оплаты труда занятых работников, как известно, зависит от про- должительности обучения в системе образования [7, 8, 9, 10]. С учетом дли- тельности обучения в системе образования были получены оценки влияния длительности обучения в годах на заработную плату занятых. В результате вы- полненного анализа были выявлены следующие тенденции. Рост длительности обучения в системе образования обеспечивал увеличение оплаты труда занято- го населения России в период 2000–2008 гг. В 2009–2017 гг. тенденция стала меняться, с 2017 г. рост длительности обучения в системе образования престал способствовать росту заработной платы занятого населения России, за исклю- чением относительно высокого уровня оплаты работников с высшим образова- нием. При этом за период 2010–2017 гг. разница между уровнем оплаты труда работников с высшим образованием и средним уровнем оплаты труда сокра- тилась на 30 %. Таким образом можно сделать заключение о том, что в течение двух по- следних десятилетий эффективность формирования человеческого капитала в системе образования России снижается. Образование является индивидуальным частным благом, качество которо- го может оцениваться его равновесной ценой на конкурентном рынке [11, 12]. Рынок образования, как правило, далек от модели рынка чистой конкуренции, поэтому оценкой качества образования может служит формируемый в резуль- тате получения образования человеческий капитал [2, 3, 4, 5, 11]. Это позволяет интерпретировать полученные результаты анализа ка выявление многолетней тенденции снижения качества образования, что позволяет определить проблему стратегии формирования человеческого капитала в системе образования как проблему снижения качества образования. Обеспечение качества в российском образовании осуществляется в форме архаичной административно-контрольной системы, основанной на применении приказов, стандартов и контроля, которая будучи унаследована от индустри- альной экономики и, как известно, неэффективна, не конкурентоспособна в со- временных условиях, не может обеспечить качество образования [13, 14, 15]. Литература 1. Kuznets, S. Modern Economic Growth: Rate, Structure and Spread / S. Kuznets. – New Haven and London: Yale Univ. Press, 1966. 2. Becker, Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education / Gary S. Becker. – 3 rd ed. – Univ. Of Chicago Press, 1994. 3. Sheehan, John. The Economics of Education / John Sheehan. – Routledge Chapman & Hall, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=