Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 120 Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА СТРАТЕГИИ ФОМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Оценено влияние уровня образования занятого населения на производи- тельность и оплату труда в современной России. Выявлена тенденция снижения эффектив- ности формирования человеческого капитала в системе образования и качества образования. Показано, что сложившаяся тенденция снижения качества образования обусловлена архаич- ной административно-контрольной системой, основанной на применении приказов, стандар- тов и контроля, унаследованной от индустриальной экономики. Ключевые слова: оплата труда, уровень образования, качество, командно-контрольная система. Проблемы стратегии формировании человеческого капитала в системе об- разования могут быть выявлены на основе представлений о современном эко- номическом развитии. Его основной особенностью, по известному определе- нию С. Кузнеца, являются обусловленный ростом производительности труда экономический рост. С. Кузнец следующим образом определил механизм со- временного экономического развития, характеризующийся устойчивым в дол- госрочных периодах экономическим ростом: «Эпохальная инновация, которая характеризует нынешнюю экономическую эпоху, заключается в расширенном применении науки для решения проблем экономического производства» [1, p. 9]. Важнейшим фактором, обеспечивающем применения науки в произ- водстве, как известно, является человеческий капитал, формируемый в системе образования [2, 3, 4, 5, 6]. Исследования влияния уровня образования занятого населения на производительность труда, выполненные на основе эконометри- ческого анализа с использованием данных Росстата, позволили установить, что в период 2000–2008 гг. вклад человеческого капитала, сформированного в сис- теме образования увеличивался, что способствовало росту экономики страны [7, 8]. В период 2008–2011 г.г. вклад человеческого капитала, сформированного в системе образования, стал снижаться [9, 10]. Оценка человеческого капитала, как и других его форм, определяется до- ходностью, которая для человеческого воплощена в заработной плате [3, 4, 5]. Поэтому для оценки эффективности формирования человеческого капитала в системе образования современной России были проанализированы тенденции влияния уровней образования занятого населения на оплату труда в период с 2000 г. по настоящее время с использованием данных Росстата. Для оценки человеческого капитала, полученного в системе образования, был введен пока- затель относительного уровня образования, который определялся как отноше- ние величины оплаты труда лиц с различными уровнями образования к вели- чине оплаты труда работников с низшим уровнем образования – работников, не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=