Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 12 действию с родителями обучающихся занимает одно из важных мест в педаго- гической науке. Поэтому очевидно, что в настоящее время работа учителя с родителями обучающихся приобретает особое значение. Для эффективного взаимодействия педагогу необходимо знание ситуации в семье ребенка, оказание профессио- нальной педагогической помощи родителям, а также сотрудничество с ними в вопросе воспитания ребенка. В целом, эффективность образовательного процесса в школе во многом за- висит от того, насколько педагогический коллектив взаимодействует с семьей. При анализе теоретических основ проблемы формирования готовности бу- дущих учителей к взаимодействию с родителями обучающихся в вузе, мы вы- явили, что готовность к конструктивному взаимодействию – это «интегратив- ное качество, выражающее личностное отношение (степень подготовленности и расположенности) и деятельность: гуманистически ориентированные ценно- сти и мотивы; знания о человеке, социуме, сущности конструктивного взаимо- действия субъектов образовательного процесса; комплекс организационно- коммуникативных и конфликтологических умений и здоровый эмоционально- волевой настрой на продуктивное диалогическое общение в учебно-познава- тельной деятельности» [4]. В подходе к структуре психологической готовности М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович определены следующие элементы: – мотивационный компонент (потребность выполнения деятельности, успешного выполнения поставленной задачи); – ориентационный компонент (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности); – операциональный компонент (владение знаниями, умениями, навыками необходимыми для выполнения деятельности); – волевой компонент (навыки самоконтроля, управления своей деятель– ностью); – оценочный компонент (анализ и оценка своей деятельности) [1, 5]. Согласно В. В. Согалаеву структура психологической готовности включает в себя следующие компоненты: мотивационный, эмоционально-волевой, лич- ностно-операциональный и оценочно-рефлексивный. Другими словами, в струк- туру готовности здесь включены мотивы предстоящей деятельности и сформи- ровавшиеся установки, а также знания, умения, навыки, опыт деятельности и определенные качества личности [2, 5]. Данные подходы к структуре готовности в целом соотносятся между со- бой: в каждом из них присутствуют компоненты, отвечающие за мотивацию к взаимодействию, знания о предстоящем взаимодействии, непосредственно умения и навыки его организации и оценку проведенного взаимодействия. Но также ориентационный компонент, отдельно выделенный в структуре М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, присутствует составе личностно-эмоцио- нального компонента, определенного в подходе В. В. Согалаева. На основе анализа различных подходов к структуре готовности к взаимо- действию мы выделили следующие элементы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=