Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 11 С. В. Барышникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению сущности готовности студентов к взаимодействию с родителями обучающихся, представлен анализ структурных компонентов готовности будущего учителя к взаимодействию с родителями обучающихся. Приведены результаты диагностики готовности студентов IV–V курсов к взаимодействию с родителями обучающихся. Ключевые слова: готовность к взаимодействию, структура готовности, взаимодействие с родителями, диагностика готовности студентов к взаимодействию с родителями. В настоящее время наблюдается тенденция снижения престижа профессии учителя. Отношения между участниками образовательного процесса, в част- ности отношения педагога и родителей обучающихся, становятся все более напряженными. В связи с этим процесс взаимодействия учителя с обучающи- мися и их родителями проходит недостаточно эффективно. В вопросе взаимо- действия семьи и школы, в реальной педагогической практике продолжают су- ществовать разногласия во взаимных ожиданиях педагогов и родителей, огра- ничения в сотрудничестве, взаимная неудовлетворенность от частоты, содер- жания и направленности общения. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего об- разования (ФГОС ВО 3++) предусмотрено развитие у будущих учителей уни- версальных компетенций (УК), общепрофессиональных компетенций (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК) [3]. Одной из ключевых компетенций, которыми должны овладеть выпускники педагогических вузов является умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса (ОПК-7): адми- нистрацией школы, коллегами, обучающимися и их родителями [3]. Взаимодействие с родителями обучающихся – одна из самых сложных проблем в работе как школы, так и педагога. Этот вопрос весьма актуален, так как в настоящее время многие семьи беспокоит, прежде всего, их экономиче- ское благополучие – родители большую часть дня проводят на работе, соответ- ственно, у них остается меньше времени на воспитание ребенка, и они перекла- дывают эту задачу на педагогов школы. Учителю необходимо составлять алго- ритм общения с родителями, учитывая возникающие у них проблемы и вопро- сы, степень активности и уровень психолого-педагогической культуры, стре- миться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Если учитель сам не готов к взаимодействию с родителями, то эффективно общаться с ними он не сможет. В настоящее время вопрос подготовки будущих учителей к взаимо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=