Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2020 100 лена на сохранение и восстановление человеческого, социального и культурно- го капитала» [28, с. 57]. Важными для понимания общих проблем развития человеческого потенциала средствами социальной работы, социального обслуживания являются публикации Л. Г. Гусляковой, П. Д. Павленка, А. М. Панова, Е. И. Холостовой и др. Для анализа возможностей региональной системы социального обслужи- вания в развитии человеческого потенциала Тульской области необходимо определиться с такими понятиями, как социальное обслуживание, региональная система социального обслуживания, дать общую характеристику системы со- циального обслуживания Тульской области. По мнению ряда учёных, «социальное обслуживание в современных усло- виях выступает в качестве одной из отечественных парадигм социальной рабо- ты и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определённых способов социальной гума- нистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабили- тацию и абилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообще- ства» [27, c. 168]. В то же время в теоретических работах и на практике нет од- нозначного понимания места и роли социального обслуживания в жизни обще- ства, в социальной сфере и её отдельных секторах. Л. В. Топчий, в частности, анализирует становление таких подсистем со- циального обслуживания в России, как «социальное обслуживание семьи и де- тей», «социальное обслуживание молодежи», «социальное обслуживание граж- дан старшего поколения» [см. 22, c. 73–115]. Есть специальные работы, пред- ставляющие возможности подсистем «социальное обслуживание инвалидов», «социальное обслуживание безработных» и др. Е. Г. Студёновой, М. В. Фирсова, считают, что «для формирования эффек- тивной системы социального обслуживания необходимо также создание соб- ственного инструментария познания окружающей действительности и челове- ка, нуждающегося в социальных услугах» [27, c. 171]. Эффективность социального обслуживания может, по мнению учёных, определяться на основе как общих (служащих для оценки её эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг, от- дельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов социальной сферы) критериев. Непосредственным источником определения критериев эффективности социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. Фундамент принципиальных рыночных преобразований в сфере социаль- ного обслуживания, которые осуществляются в настоящее время, заложил Фе- деральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального об- служивания граждан в Российской Федерации» [25], который использовал сле- дующее понятие социального обслуживания граждан – «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам». 23 октября 2014 г. был принят Закон Тульской области № 2205-ЗТО «О ре- гулировании отдельных отношений в сфере социального обслуживания граж- дан в Тульской области» [10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=