Университет XXI века: научное измерение

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 3
Переломов Л. В., Теплякова К. А., Атрощенко Ю. М. Влияние фульвокислот на поглощение тяжелых металлов бентонитом 4
Прокофьев А. В. Нормативные парадоксы универсальной морали 8
Чуканов А. Н., Гвоздев А. Е., Сергеев А. Н., Малий Д. В., Кутепов С. Н., Клементьев Д. С., Цой Е. В. Оценка свойств изделий аддитивного производства, полученных в рамках ФЦП по SLM-технологии 15
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 31
Антоненкова И. Н. Метод проектов как средство развития художественно-творческой деятельности студентов 32
Асмаловская О. А., Лещенко С. Г. Коммуникативные ситуации как условие развития навыков согласования у дошкольников с билингвизмом 37
Бобровникова Н. С. Подготовка школьных педагогов к деятельности по профилактике подросткового буллинга в современной образовательной среде 40
Ваньков А. Б., Хабаров Н. Н., Ваньков Б. П. Методические аспекты повышения личностной устойчивости студентов-программистов к негативным последствиям профессиональной деформации 44
Гражданкина Т. В., Гражданкин В. В., Петрова М. С. Формирование творческих профессиональных компетенций студентов в рамках подготовки к олимпиаде по инженерной графике 49
Гревцова Е. В. К вопросу о технологии работы с кейсом в учебном процессе будущих социальных работников 53
Дворникова А. С., Васина Ю. М. Направления активизации познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта 55
Ефремов А. А. Разработка дидактических заданий по физике в условиях реализации системно-деятельностного подхода 58
Карташова Н. С. Учет индивидуальных особенностей студентов в процессе контроля знаний по дисциплине «Методика обучения биологии» 61
Карташова Н. С. Использование кейс-технологии в процессе методической подготовки будущих учителей биологии 63
Козлова Л. С. Проблема оценивания достижений младших школьников в современной педагогической науке 65
Кокорева О. И., Васина Ю. М. Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 69
Кувырталова М. А. Концептуальные основы изучения историко-педагогического знания в условиях практико-ориентированной подготовки будущего учителя 72
Куликова Т. И. Мониторинг как инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога 77
Лещенко С. Г., Асмаловская О. А. Специфика импрессивной речи детей раннего возраста с задержкой психического развития органического генеза 81
Мартынюк Ю. М., Ванькова В. С., Даниленко С. В., Ваньков Б. П. Фундаментальная составляющая курса«Избранные вопросы программирования» 84
Надеин В. В., Кувырталова М. А. Педагогические условия реализации инновационных технологий при изучении студентами вуза – будущими инженерами графических дисциплин 87
Олейникова А. В., Пешкова Н. А. Методологическое обоснование изучения детско-родительских отношений в семье ребенка с умственной отсталостью 93
Павлова Е. С. Особенности организации педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями речи в рамках дополнительного образования 97
Плешакова Н. Л., Новикова В. В. Проектирование обобщающего занятия по физике как научно-методическая задача учителя 101
Поленова О. А., Пешкова Н. А. Методологические основы изучения особенностей развития межличностных отношений студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательной среде вуза 105
Пономарева Т. М., Ешкина Н. И., Сергеева А. А. Преодоление студентами познавательных затруднений в процессе изучения дисциплины «Педагогика» как условие их профессионально-личностного развития 108
Пронина Н. А. Обучение студентов способам борьбы со стрессом 111
Радченко С. А., Воробьева Ю. С., Кучерский В. А., Александрова Д. К., Анненкова Т. А. Организация массовой научно-исследовательской работы студентов по охране труда и безопасности жизнедеятельности 115
Радченко С. А., Лукиенко Л. В., Петрова М. С., Шишкин А. Н., Рябов Р. Г., Авдеева О. М. Инновационное комплексное использование студенческих проблемных групп по тематике, актуальной для науки, трудоустройства и профориентации 120
Рангелова Емилия, Торина Е. Г. О взаимодействии преподавателя и студента в условиях университетского образования 128
Романова Е. В., Туревская Е. И., Хвалина Н. А. Особенности проявления агрессии в молодежной среде 133
Смирнова К. И. Диагностика степени участия студентов III–V курсов в научно-исследовательской деятельности в ТГПУ им. Л. Н. Толстого 136
Сороцкий М. С. Предикторы психосоматических заболеваний в системе детско-материнской привязанности 139
Татарникова В. С., Кувырталова М. А. Инновационная технология обучения в сотрудничестве и ее применение для формирования грамматических навыков на уроках иностранного языка 143
Уракова Е. Е. Диагностика толерантного отношения подростков к ценностям иной культуры: анализ результатов 147
Федотенко И. Л., Дементьева Д. В., Желева Елена Становление терминальных ценностей будущих педагогов-психологов 153
Федотенко И. Л., Зарудская М. Р. Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков 157
Шаин Е. Г. Прогнозный потенциал педагогических идей Н. К. Крупской 161
Яковлева Н. А. Влияние учебной практики на процесс написания курсовой работы 166
Вълова Теодора Димитрова Формирование социолингвистической компетенции в контексте смешанного обучения иностранных студентов-медиков 169
Добрева М. Н. Ключевая роль медсестры в борьбе с болью при онкологическом заболевании 178
Жечева Р. Ив. Роль медсестры школьного медпункта в уходе за детьми с психическими отклонениями 183
Цветкова Т. Ан. Ключевые моменты создания модели сестринской службы 189
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 195
Абрамова В. И. Приемы работы с художественным текстом на занятиях по античной литературе 196
Барабанова М. Ю. Древнерусский текст как материал формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку 199
Гамбург А. В. Концепт семья в рассказах А. П. Чехова 203
Герасименко И. Е. Категория модальности и ее выражение в тексте официального документа 206
Герасименко И. Е. Особенности обращения в сетикете 209
Ефимова С. Ю. Использование трансформированных фразеологических единиц в медиаречи 211
Захарова Л. В. Мотив сна и пробуждения в рассказе Л. Н. Толстого «Метель» 214
Зюзюкина А. А. Идейно-художественное своеобразие поэтического сборника И. Ф. Анненского «Кипарисовый ларец» 218
Карпова И. А. Авторский «Словарь деонимов русского языка»: структура словарной статьи 221
Красовская Н. А. Некоторые особенности вокализма с. Апухтино Одоевского района Тульской области 225
Красовская Н. А. Русское коммуникативное поведение в интерпретации молодых носителей языка 228
Крутина Л. Б. Психологизм и индивидуализация в раскрытии образов друзей А. С. Пушкина в историко-биографическом романе Ю. Н. Тынянова 231
Лопухина Р. В. Эффект «обманутого ожидания» и способы его реализации в художественном тексте 233
Миронова Г. С. Роль монологов в создании образов героев в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» 236
Романов Д. А. Проблемы языковой и нарративной неологии Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина» (на материале первой части) 238
Романов Д. А., Старцева Н. М. Работа над лингвокультурологическим справочным аппаратом к циклу Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» 243
Сафонова Т. В. Фразеология в вузе и школе 247
Соловьева Т. А. «Любовь и радость бытия» (о колоризмах в лирике И. А. Бунина) 250
Старцева Н. М. Некоторые особенности речи крестьян в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 253
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 256
Бадзагуа Г. Ж. Солидарность или патернализм 257
Бадзагуа Г. Ж., Шарановская Ю. В. Популизм: трудности с определением понятия 263
Володин С. Ф., Володина Т. А. Социальная рутина высшего образования: опыт анализа «новых» университетов Великобритании социологом Джейми Хардингом 267
Карандеева А. В. Особенности социальной работы с неблагополучными подростками за рубежом 273
Краюшкина С. В., Володин С. Ф. Социально-политические взгляды студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого и их отношение к проявлениям экстремизма в молодежной среде 277
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 283
Борисова В. В., Титова А. В., Шестакова Т. А., Тамм Анна-Лиза Основные аспекты специальной физической и технической подготовок на этапе спортивной специализации в художественной гимнастике 284
Внукова Е. В. Организация спортивных досугов, дней здоровья и физкультурных мероприятий на базе начальных классов общеобразовательной школы 287
Внукова Е. В., Борисенко Л. Г. Об адекватности применяемой физической нагрузки на занятиях аэробикой для студентов вузов и способы ее контроля 289
Девятиярова Е. А., Цветкова Л. Н. Физиологические и психологические аспекты положительного воздействия плавания на человеческий организм 291
Ефимова Т. В., Солнцева Н. С., Девятиярова Е. А. Особенности применения специального оборудования (силовых тренажеров) в реализации программ повышения уровня здоровья студенческой молодежи 293
Ефимова Т. В., Солнцева Н. С., Девятиярова Е. А. Особенности применения специального оборудования (силовых тренажеров) в реализации программ повышения уровня здоровья студенческой молодежи 297
Жданова Л. И. Особенности спортивной подготовки юных легкоатлетов на основе выполнения нормативов комплекса ВФСК ГТО 300
Полякова И. В., Федосеев С. В. Теоретическое обоснование программы физической подготовки студенток-футболисток с использованием технологий силового фитнеса 303
Полякова И. В., Юрищев Д. В. Применение упражнений прикладной гимнастики в физическом воспитании старшеклассников 306
Пономарев О. В. Занимательное плавание 310
Руднева Л. В., Куликова М. В. К вопросу о подготовке кадров в реализации инклюзивного образования в сфере физической культуры 314
Серёгина О. Б., Дрожжин К. О. Развитие профессионально значимых личностных качеств и формирование профессиональных компетенций студентов в процессе изучения дисциплины «Методика обучения физической культуре» 318
Серёгина О. Б., Степановский П. А. Эффективность применения элементов атлетической гимнастики на уроках физической культуры со старшеклассниками 322
Солнцева Н. С., Ефимова Т. В., Цветкова Л. Н. Влияние оздоровительного бега на развитие кардиореспираторной системы в рамках самостоятельной работы студентов педагогического вуза 327
Строганова И. С., Дудченко П. П., Шинко С. П. Средства восстановления работоспособности пловцов в ластах 330
Хонелидзе Д. С., Никитина Т. А. Роль адаптивной физической культуры в повышении уровня здоровья студенческой молодежи ТГПУ им. Л. Н. Толстого 332
Хохлова О. А. Основные векторы развития физкультурного образования в условиях внедрения ФГОС 3 ++ 334
Хохлова О. А., Новикова Т. Д. Социально значимая роль оздоровительной ходьбы в процессе физического воспитания студенческой молодежи 336
Шепеленко С. А. Использование средств силовых видов спорта в процессе физического воспитания старшеклассников 338
Шепеленко С. А., Котова Т. Г. Организация занятий по физической культуре в ДОУ в контексте ФГОС 341
Шестакова Т. А., Борисова В. В., Глухих В. И. Формирование потребности в двигательной активности у студентов через спортивно-оздоровительные фитнес-технологии 344
Шинко С. П., Хохлова О. А. К вопросу о подборе критериев оценки эффективности процесса обучения плаванию студентов вуза 347
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 349
Басовская Е. Н., Басовский Л. Е. Влияние человеческого капитала вузов на экономический рост и производительность труда 350
Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Влияние власти на экономический рост и производительность труда 353
Лукиенко Л. В., Авдеева О. М. Оптимизация ухода за посевами рапса 356
Тютин В. А., Бычков А. Ю., Лихачев Б. О. Моделирование технологического процесса заготовки кормов 359
Тютин В. А., Гаврилова И. С., Мальченко Д. А. Обеспечение требуемого уровня эксплуатационной надёжности работы технологических комплексов в СПК «Крапивенский» 363
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 367
Алешина О. И., Никитина Д. А. Понятие переводческой эквивалентности и адекватности перевода в кинодискурсе 368
Алешина О. И., Никитина Д. А. Юридический английский язык как язык для специальных целей 371
Баранова Л. Т. Ошибки, допускаемые учащимися при составлении презентации на занятиях по иностранному языку, и способы их устранения 374
Бессонова Н. В. Трудности перевода композитов (на примере цветообозначающей лексики немецкого языка) 376
Болокина В. В., Головина И. В. К вопросу о компьютерном дискурсе 379
Болокина В. В., Кораблева Е. А. Транскреация рекламных слоганов с английского языка на русский язык 382
Булаева Н. Е., Медведев М. И. О роли сленга в современном английском языке 385
Булаева Н. Е., Черкасова М. А. Происхождение английских фразеологизмов 388
Бурова Е. А., Давыдова М. М. Особенности употребления заимствований в современной англоязычной прессе 391
Вишнякова Е. А., Дроздова Т. В. Особенности создания электронных курсов по иностранному языку для студентов вузов в условиях внедрения ФГОС 3++ 395
Волкова Е. В., Полякова И. А. Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках английского языка 398
Волкова М. А. Навык аудирования как важнейший компонент профессиональной компетенции устного переводчика 404
Волкова Е. В., Полякова И. А. Изучение идиом как средство формирования коммуникативной компетенции 401
Гудкова О. А., Никитина О. А. Трактовка образной основы новой идиомы «du opfer!» с позиции лингвокультурологического подхода 407
Давыдова М. М., Бурова Е. А. Персуазивность эллипсиса 410
Давыдова М. М., Бурова Е. А. Персуазивность эллипсиса 413
Дроздова Т. В., Вишнякова Е. А. Основные этапы процесса оптимизации обучения 416
Егоров А. И., Полунина Л. Н. Семиотический аспект интерактивных приемов обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки 419
Капура Н. В., Куприна Е. В. К вопросу о синонимии в современной лингвистике английского языка 422
Карамышева М. М. Неологизмы в современном английском языке 424
Климов И. О. Развитие лексических навыков на уроках английского языка с использованием видеоматериалов сети Интернет 427
Козырева М. Г. Различия в требованиях к письменной части экзамена по английскому языку в отечественной и зарубежной практике 431
Конистерова Е. А., Улитина К. А. Английский язык в сфере профессионального общения в вузе: практический подход к планированию курса 434
Кораблева Е. А., Хоттак Ш. Экспрессивный синтаксис в заголовках современных англоязычных СМИ 436
Кудинова В. И., Кудинова О. А. Маркированное слово и возможности актуализации его лексического значения 440
Куприна Е. В., Капура Н. В. Современный подход к обучению письменному переводу в условиях неязыкового вуза 445
Мерцалова Г. Н. Проблема билингвизма в современной лингводидактике 448
Никитина О. А., Гудкова О. А. О тройном антропоцентризме новых идиом (на материале немецкого языка) 452
Овсянникова М. А. Особенности обучения иностранному языку на младшей ступени в школах Германии. 455
Полунина Л. Н., Егоров А. И. Проблематизация транслингвальности в современном кросскультурном дискурсе 457
Улитина К. А., Конистерова Е. А. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса на уроках английского языка в неязыковом вузе 460
Хван Н. А., Сучкова М. В. Диалогическая речь как основной компонент обучения говорению на английском языке 463
Чистякова И. В., Пичугин В. И. Особенности американского варианта английского языка на основе оригинального текста романа Стивена Кинга «Зеленая миля» 467
Ян Чунь, Балахнина В. Ю. К вопросу об обучении лексике студентов РКИ в аспекте лингвокультурологии (на материале концепта «берёза») 470
ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТОЧНЫЕ НАУКИ 474
Бобылёв Ю. В., Грибков А. И., Романов Р. В. Достижим ли КПД 100 %? 475
Бобылёв Ю. В., Грибков А. И., Романов Р. В. К учету реальных характеристик электроизмерительных приборов 478
Ванькова В. С., Мартынюк Ю. М., Даниленко С. В. О подготовке будущих программистов к реализации трудовых функций 481
Короткова А. А., Дубинин М. С. О реакции насекомых на воздействие ЛЭП 484
Красникова И. В., Тюрина М. Й., Коняева Т. Н., Красников Г. В., Пискунова Г. М. Профиль межполушарной асимметрии и успеваемость студентов 487
Хабаров Н. Н., Ваньков Б. П., Ваньков А. Б. Подготовка будущих программистов к разработке требований и проектированию программного обеспечения 490
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 493
Володина Т. А., Тарунтаева Т. А. Имперский характер русской армии в Семилетней войне (по воспоминаниям А. Т. Болотова) 494
Гаврилина Н. А. Тульские благотворители и решение социальных вопросов в пореформенное время 496
Клейменов А. А. Реформирование пехоты Александром Македонским 331–327 гг. до н. э.: предпосылки, характер, последствия 500
Малинкина А. В. Формирование общественного мнения в СССР (на примере «дела врачей» 1953 г.) 506
Пенжигелдиев Гуванч Нелегальная миграция в постсоветском Туркменистане 509
Родович Ю. В. Германия в треугольнике США – ФРГ – Россия: исторический, политический и экономический аспекты 512
Тронина Е. Г. Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. как памятник права в составе конституции Франции 521
Филин Е. А. Отношение общества к военной службе в СССР второй половины XX в.: проблемы источниковой базы 524
ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРА И ЭТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 528
Валеева Г. В., Сальникова В. И. Конспирологические теории как инструмент политического влияния на примере теории заговора QANON 529
Валеева Г. В., Слобожанин А. В., Эрхард Д. А. Значение открытия несоизмеримости для философии пифагорейцев 533
Гельфонд М. Л. Идея ненасилия как предмет философской и общественно-политической дискуссии 536
Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Цифровизация как глобальный вызов современности 542
Каширин А. Ю., Назарова Ю. В. Развитие туризма в аспекте культурного этоса Тульского региона 546
Каширин А. Ю., Назарова Ю. В. Философское наследие как культурный потенциал Тульского региона 548
Ледовская И. В. Перспективы развития культурно-образовательного проекта «Студия позитивного творческого общения “Язык. Литература. Музей”» 551

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=