Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 98 с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная ак- тивность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефек- тами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Именно таким детям необходимо срочное оказание специа- лизированной помощи учителем-логопедом. Как уже отмечалось ранее, с каждым годом увеличивается количество де- тей с нарушением речи, нуждающихся в коррекционной помощи. В связи с этим возникает проблема зачисления таких детей в логопедические группы муниципальных образовательных учреждений. Это связано с тем, что сущест- вуют нормы количества пребывания детей в специализированных группах. По- этому большинство детей-логопатов не могут попасть в логопедические группы и остаются без оказания специализированной помощи, т. к. в простых группах помощь учителя-логопеда не предусматривается. Хочется отметить тот факт, что в последнее время набирают популярность и пользуются большим спросом у населения муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования – центры детского творчества, дома детского творчества, центры раннего развития. Отличительной особенностью данных центров является то, что детям до- школьного возраста (как посещающих дошкольные образовательные учрежде- ния, так и не посещающих) предлагается большой выбор кружков разной на- правленности (театральные студии и изостудии, уроки музыки, вокала и хорео- графии, кружок по подготовке дошкольников к начальному школьному обуче- нию) и спортивных секций. Наряду с перечисленной кружковой работой центров одним из самых востребованных среди них является работа по оказанию специализированной помощи детям, имеющих различные речевые нарушения. Центры дополнитель- ного образования предоставляют возможность проведения с детьми как индиви- дуальных, так и подгрупповых логопедических занятий с учителем – логопедом. В основном на занятия с учителем-логопедом зачисляются дети, имеющие следующие логопедические заключения: фонетико-фонематическое недоразви- тие речи; фонетическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи. Ком- плектование групп на логопедические занятия осуществляется на основе педа- гогической классификации, что даёт возможность учителю-логопеду вести дифференцированное обучение. Так в группу с ОНР принимаются дети, имею- щие диагноз алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития. В группу с ФФНР принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи. Большой отличительной особенностью при проведении логопедических занятий в центрах дополнительного образования является их малочисленность. Количество детей, посещающих групповые логопедические занятия составляет не более 6 человек. Такая малочисленная наполняемость групп даёт возмож- ность учителю-логопеду не только осуществлять личностно-ориентированный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=