Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 97 Е. С. Павлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Предлагаемая статья содержит в себе исследование особенностей педаго- гического сопровождения детей дошкольного возраста. В рамках исследования были изуче- ны особенности работы логопеда с детьми, имеющими нарушения речи в рамках дополни- тельного образования. Ключевые слова: развитие речи, нарушения речи, педагогическое сопровождение, ребенок. Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаим- ного понимания. Воспитание речи у детей дошкольного возраста, включающее умение чет- ко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходи- мым условием полноценного развития личности . Первый год жизни ребёнка является подготовительным (предречевым) пе- риодом, в течение которого он проходит этапы гуления, лепета, лепетных слов, первых слов. Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребёнка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребёнка появляются простые двухсловные предложения, а активный сло- варь вырастает до 50–100 слов. К 2,5 годам ребёнок начинает строить развёрну- тые предложения из 3–4 слов. В период с 3–4 лет ребёнок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединёнными по смыслу (формируется связная речь). И, наконец, становление речи ребёнка завершается в среднем в 5 лет. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диа- логом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людь- ми. Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое увеличение детей до- школьного возраста с ярко выраженными речевыми проблемами. Плохо говорящий ребёнок, начиная осознавать свой недостаток, стано- вится молчаливым, застенчивым, нерешительным; затрудняется его общение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=