Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 95 и представления о стилях родительского отношения и доминирующий эмоцио- нальный фон, который сопровождает те или иные поведенческие проявления родителей по отношению к ребенку. Пoведенческий компонент – это умения и навыки по воспитанию и обучению ребенка, уходу за ним и материальное обеспечение; стиль семейного воспитания. Проанализировав компоненты в структуре родительского отношения, Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили количественный и качественный компоненты: 1. Количественный компонент – это уровень протекции в процессе воспи- тания: время и силы, уделяемые ребенку родителями. 2. Кaчественный компoнент – это степень удовлeтворения потребностeй ребенка, требования к нему и неустойчивость стиля семейного воспитания (его резкая смена). Проанализировав специальную литературу, мы разработали критериаль- ный аппарат, куда входят критерии, показатели и диагностические методики для изучения детски-родительских отношений (см. табл. 1). Таблица 1 Критериальный аппарат исследования детско-родительских отношений Критерии Показатели Методики Представление о родительстве Методика «Представления об иде- альном родителе», Р. Г. Овчарова Когнитивный Представление об образе ребенка Опросник эмоциональных отноше- ний в семье (методика ОДРЭВ), Е. И. Захарова Суждения о различных типах родительского от- ношения к ребенку «Опросник родительских отношений (ОРО)» А. Я. Варга, В. В. Столин Эмоциональный Доминирующий эмоцио- нальный фон в семье Опросник эмоциональных отноше- ний в семье (методика ОДРЭВ), Е. И. Захарова Формы и способы поддержания контакта с ребенком «Опросник стиля родительского вос- питания АСВ», Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса Поведенческий Стиль семейного воспитания «Опросник родительских отношений (ОРО)» А.Я. Варга, В.В. Столин Таким образом, проанализировав специальную литературу по теме иссле- дования, мы смогли выделить критерии, показатели и подобрать диагностиче- ский инструментарий для изучения детско-родительских отношений. Далее планируется составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений в семье ребенка с умственной отсталостью.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=