Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 94 адаптированными к социуму. У них развит навык самоконтроля, самооценка находится на высоком уровне. Родители поощряют самостоятельность детей, сохраняя теплые семейные отношения. Ребенок соглашается с решениями ро- дителей, т. к. они не кажутся ему несправедливыми. 2. Авторитарный: в данном случае родители устанавливают жесткий конт- роль над ребенком, мало времени уделяют общению с ребенком, не учитывают мнение ребенка. Вследствие этого ребенок становится неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным, склонным к конфликтам. 3. Либеральный: в семье с подобным стилем воспитания преобладают теп- лые взаимоотношения, однако уровень контроля на низком уровне. Родители не регулируют поведение детей, но при этом открыты для общения. По мнению Д. Баумрид, родители, увлекшиеся проявлением «безусловной любви», пере- стают выполнять свои родительские функции, в частности выдвижение запре- тов. Поэтому дети склонны к агрессии, непослушны, нетребовательны к себе. К данной классификации Э. Маккоби и Дж. Мартин добавили следующий еще один стиль: 4. Безразличный: родители безразличны в отношении воспитания ребенка, закрыты для общения, отсутствует контроль за поведением ребенка. Если без- различие сочетается с враждебностью, дети растут озлобленными, склонными к деструктивному поведению. Недостаток или отсутствие родительского тепла ведут к формированию дезадаптивных черт личности, нарушению процесса социализации. Предъявле- ние к ребенку с умственной отсталостью требований как к нормально разви- вающемуся чаще всего становится причиной неэффективных детско-роди- тельских отношений и конфликтов. Это ведет к дисфункции семьи, где ребенок не может получить так необходимые ему тепло, заботу и любовь. Вследствие этого у ребенка с умственной отсталостью, помимо нарушений интеллекта, усугубляются проблемы личностной и эмоциональной сфер. Поэтому такие семьи нуждаются в эффективной программе сопровожде- ния детско-родительских отношений. Однако перед этим необходимо опреде- лить структуру семейных отношений, проведя тщательное диагностическое изучение. Для разработки диагностической программы следует выделить кри- терии и показатели изучения структуры детско-родительских отношений. Не- обходимо понимать, что данная структура зависит от того, что находится в цент- ре этих взаимоотношений: личность ребенка или личность родителя. Соответ- ственно выделяют две модели родительского отношения: 1) центрированные на ребенке и его развитии; 2) центрированные на личности родителя. В структуре родительского отношения Р. В. Овчарова выделяет следую- щие компоненты [4]: Когнитивный компонент – это осознание родителями родственной связи с рeбeнком, пониманиe своей роли и обязaнностей в сeмeйных отношениях; представлeния о способах взаимодействия с ребeнком. Эмоциoнальный компoнент – субъективнoе ощущение себя как родите- ля, вoсприятие супруга как родителя общего ребенка. Сюда следует отнести

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=