Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 93 А. В. Олейникова, Н. А. Пешкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Аннотация. Самым первым и важным фактором интеллектуального, личностного и духовного развития ребенка является семейное воспитание. Семья является первой соци- альной группой, в которой он усваивает правила поведения и узнает, что влечет за собой их нарушение. Еще большую значимость детско-родительские отношения приобретают, когда мы говорим о детях, чьи возможности ограничены. Ведь многое из того, что доступно детям в норме, дается с большим трудом, а иногда и вовсе недоступно, для детей с ОВЗ. Поэтому при работе с семьей ребенка с умственной отсталостью большое внимание следует уделить определению и устранению препятствий на пути к гармоничным взаимоотношениям между ребенком и родителями. Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, ребенок с умственной отс- талостью. В психологии детско-родительские отношения определяют как систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [2]. Однако появление в семье ребенка с отклонениями в развитии дезоргани- зует межличностные отношения, создает стрессовую ситуацию. Ведь родители связывают свое будущее с ребенком, но его особенности в развитии мешают выйти им на более высокий уровень личностного роста. А. А. Бодалев выделяет три фазы кризиса переживания дефекта ребенка [1]: 1. Стадия эмоциональной дезорганизации: у родителей наблюдаются эмо- ционально-шоковые реакции на нарушения ребенка. 2. Стадия реинтеграции: более реалистичная оценка стрессовой ситуации родителями. 3. Стадия зрелой адаптации, т. е. родители адекватно оценивают ситуацию. Характер взаимоотношений в семье заведомо определяет уровень готов- ности ребенка с ОВЗ к относительно самостоятельной жизни. И. С. Багдасарь- ян, Е. А. Игнатьева, В. В. Ткачёва и др. в своих исследованиях говорят о том, что путь развития детей с умственной отсталостью определяется типом взаимо- отношений в семье, стиля родительского воспитания [1]. Диана Баумринд выделила три стиля родительского отношения на основе следующих критериев [3]: 1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями. 2. Уровень родительского контроля. Стили воспитания по Д. Баумринд: 1. Авторитетный: проявляется в высоком уровне контроля со стороны ро- дителей. При этом дети растут общительными, открытыми и инициативными,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=