Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 9 вия» ощущения безопасности. Ведь, кроме ответственности за свои поступки, он начинает чувствовать ответственность за выбор критериев их правильности. А это делает каждое решение на порядок более сложным. Я бы добавил сюда и то обстоятельство, что проверка посылок ведет к выявлению их многочис- ленных противоречий. А это и вовсе парализует рациональную деятельность, вызывая раздражение и страх. В этой связи Берлин замечает, что если бы все в обществе были критиче- скими интеллектуалами, то жить в нем было бы просто невозможно. Но если бы никто не превращался в критического интеллектуала, то общество, покоя- щееся на ложе удобных догм, сначала окостенело бы, а потом разложилось. Для того, чтобы добавить в эту картину немного оптимизма, могу сказать, что фи- лософская проверка предпосылок не всегда заканчивается их разрушением или замещением. Столь же часто она ведет к их коррекции и переосмыслению, а также к существенному обогащению аргументации, которая используется в научных, этических и политических дискуссиях. Но, в любом случае, этот процесс сопровождается пугающей неопределенностью. Возвращаясь к своей исследовательской области – этике – я хотел бы при- вести пример такой динамики. Он не самый яркий. Но зато он по касательной связан с той проблематикой, над которой я и небольшой, но сплоченный кол- лектив моих коллег работаем сегодня. В заголовок моего выступления вынесе- но такое понятие как «универсальная мораль». И все мы интуитивно понимаем, о чем идет речь. Сформировавшееся в последние три-четыре столетия в запад- ной культуре представление о моральных ценностях предполагает, что каждый вменяемый человек имеет обязанность не причинять вред другим людям, а также при определенных условиях и на определенных условиях помогать им. Эта обязанность порождена равным достоинством каждого человека и равной моральной значимостью интересов и потребностей любого из нас. Именно в этом и состоит универсальность морали, ее всеобщий характер. С упомянутой мною моральной обязанностью связано современное пред- ставление об общественном благе и о правах человека. Это вполне светское и рационалистическое представление, но фундаментом, на основе которого оно формировалось, являлась нравственная доктрина христианства. Именно в ней каждому верующему было вменено в обязанность альтруистическое отношение к другому человеку исключительно в силу того, что тот является человеком. Причем это альтруистическое отношение выражалось не просто в отказе от причинения вреда и в неопределенной по своим масштабам помощи, а в готов- ности к самопожертвованию ради других. Я имею в виду христианскую запо- ведь любви к ближнему. Нормативная революция, произведенная Христианст- вом, состоит в том, что христианский ближний – это не тот, кто близок нам по родству, по культуре или вере, а любой человек – в предельном случае даже враждебный и проявляющий свою враждебность на практике. Все это является для человека христианской или возникшей на основе Христианства светской культуры привычными общими посылками, на которые опирается множество частных убеждений. Однако, несмотря на это, мы отно- симся к другим людям по-разному. И исходим при этом из нашей близости

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=