Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 85 симально отвечающим требованиям заказчика «Сделайте мне быстро и краси- во». Тогда как самым главным в программировании является требование напи- сания правильной программы. Для того, чтобы программа была правильной, необходимо, чтобы в ее основе лежала правильная модель, по которой состав- лен правильный алгоритм. Искусство написания правильных программ – пря- мое следствие усиления фундаментальности подготовки в области програм- мирования. Одним из способов такого усиления авторы видят в правильно отобранном содержании дисциплины «Избранные вопросы программирова- ния», традиционно изучаемой студентами выпускного курса направления под- готовки 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование инфор- мационных систем». В содержание дисциплины включаются вопросы, которые, с одной сторо- ны, систематизируют знания в области программирования, полученные студен- тами на младших курсах, а, с другой стороны, расширяют и углубляют теоре- тическую подготовку выпускников в вопросах построения алгоритмов. Так, на- пример, изучаемые на втором курсе в рамках дисциплины «Структуры и алго- ритмы компьютерной обработки данных» алгоритмы Дейкстры и Прима- Краскала рассматриваются теперь как представители жадных алгоритмов с оценкой их полиномиального времени выполнения «О-большое». А традици- онная задача динамического программирования о рюкзаке позволяет ввести понятия «достаточно хорошего» решения и автономности подзадач. Подобные приемы вооружают выпускника инструментами «узнавания» алгоритма, лежа- щего в основе любой решаемой задачи. Фундаментальная составляющая дисциплины ярко выражена и в факте включения в ее содержание изучения интеллектуальных технологий, которые отражают современные тенденции и перспективы развития информатики. В ос- нове каждой интеллектуальной технологии лежит точное теоретическое знание, без которого невозможно осознание принципов ее работы [1]. Понимание сущ- ности технологии – ключ к пониманию процессов, происходящих в обществе на пороге технологической сингулярности, о которой говорят не только футу- рологи, но и признанные авторитеты в области программирования. Особое предназначение курса «Избранные вопросы программирования» видятся авторами еще и в том, что он позволяет максимально «сблизить» траек- тории математики и программирования. На младших курсах словосочетание «эффективная математическая модель» не ассоциируется со словосочетанием «эффективная программа». При изучении рассматриваемой дисциплины эти два понятия обретают новый смысл, так как в основе любой хорошей програм- мы обязательно лежит правильная математическая модель. По окончании изучения дисциплины «Избранные вопросы программиро- вания» авторы обязательно задают студентам вопрос о главном компоненте любой программы. И получают ожидаемый ответ: построение математической модели и алгоритма. Такой ответ – закономерный итог изучения всех дисцип- лин блока программирования, а также результат усиления их фундаментальной составляющей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=