Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 84 Ю. М. Мартынюк, В. С. Ванькова, С. В. Даниленко, Б. П. Ваньков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» Аннотация. Представлена точка зрения авторов на содержание дисциплины «Избран- ные вопросы программирования», как необходимого условия усиления фундаментальной со- ставляющей дисциплин блока программирования при подготовке будущих программистов. Ключевые слова: алгоритмизация, моделирование, подготовка будущего программис- та, эффективная программа. Стремительный темп жизни в современном обществе накладывает отпеча- ток на все происходящие в нем процессы. Человек, как неотъемлемая часть лю- бого социального процесса, в таких условиях лишается возможности длитель- ного рассуждения, размышления, неспешного действия. Традиционная цепочка принятия им решения в сложившихся обстоятельствах «проанализируй – най- ди_вариант – обсуди – прими_решение – действуй» неизбежно трансформиру- ется в двухэтапное «анализируй – действуй», в котором нет места долгим об- суждениям различных вариантов развития событий. Значит анализ любого со- бытия должен быть настолько глубоким и всесторонним, чтобы принятое ре- шение было бы максимально верным. Данное обстоятельство напрямую влияет на необходимость кардинальных изменений в системе вузовской подготовки, т. к. именно на человеке с высшим образованием в XXI веке лежит особая от- ветственность за любое принимаемое решение. В силу этих и подобных им обстоятельств будущий программист обязан иметь фундаментальную подготовку такого уровня, чтобы максимально скон- центрировано и обдуманно оценивать решаемую задачу в условиях ограничен- ного временного интервала. Такие качества специалиста формируются различ- ными способами, одним из которых является планомерное и целенаправленное усиление фундаментальной подготовки в области программирования. Фунда- ментальность здесь означает, прежде всего, акцент на этапы моделирования и алгоритмизации при построении любой программы. Уже много лет подряд, начиная обучение студентов программированию, авторы задают первокурсни- кам один и тот же вопрос: «Как вы думаете, что самое главное при написании любой программы?» Ответы бывают самыми разными: знание языка програм- мирования, понимание условия задачи/требования заказчика, умение найти и исправить ошибку и т. п. Далее со стороны преподавателя следует вопрос: «Сколько существует этапов решения задачи программирования?» И здесь са- мое максимальное число, которое можно получить в ответ – три: написать про- грамму, протестировать, отладить. Эти ответы отражают концепцию приклад- ного программирования, целью которого является построение программ, мак-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=