Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 83 могут быть не только близкие по значению предлоги («над – на», «из – в»), но и достаточно далекие («за – на», «перед – на», «под – в»). Новые слова, в образовании которых использованы суффиксы и приставки, вызывают большие трудности у детей с задержкой психического развития, так как морфемы для них не имеют своего обобщенного значения. Импрессивная речь детей с ЗПР характеризуется наличием большого числа смешений флексий, та как парадигма форм словоизменения недостаточно ус- тойчивая и очень ограниченная. Должны заметить, что чувство языковой нормы у детей с ЗПР находится на низком уровне, а процесс их развития во многом спонтанен. По нашим данным, более 40 % детей с ЗПР органического генезе имеют низкий уровень развития импрессивной речи. Около 60 % детей демонстриру- ют средний уровень развития импрессивной речи. Высокий уровень развития импрессивной речи у детей с органическими патологиями не выявлен, в отли- чии от дошкольников с функциональными дефектами психического развития. В ходе качественного анализа результатов диагностики импрессивной речи детей было установлено, что наибольшие трудности у детей вызывали задания на понимание конкретных существительных, понимание предложно-падежных конструкций, понимание форм единственного и множественного числа. Дети испытывали затруднения в понимании обращённой речи, понимании действий, понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов и др. Литература 1. Жаренкова, Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. – 1972. – № 4. – С. 29–34. 2. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=