Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 82 мании воспринимаемых слов, обозначающих предметы, свойства этих предметов, особенно отличительные качества. Проявляется это нарушение в том, что, вместо определения значения детьми дается ситуативное описание, в котором задейство- ван данный предмет. Например, «Воспитательница – играть с ребятками». Используемые в речи говорящим обобщающие понятия у детей с ЗПР вы- зывают значительные трудности при их восприятии. Здесь происходит смеше- ние родовидовых отношений, несмотря на наличие в пассивном словаре обоб- щающего слова. Например, «Клубника – это такая смородина». Наблюдается и обратная ситуация, когда конкретные предметы дети с задержкой психиче- ского развития называют преимущественно обобщающими понятиями. Напри- мер, при выполнении задания на знание названия рыб, ребенок в процессе по- яснений не использовал лексемы «щука», «акула», заменяя их словом «рыба». Аналогичная ситуация наблюдалась со словами «одежда», «грибы» и т. д. Глаголы, передающие эмоциональное состояние в описании ситуации (ра- довался, испугался, изумляется), дошкольниками с ЗПР используются крайне редко. При необходимости выделения слова, обозначающего действие, из пред- ложения ребенком с ЗПР вычленяется не отдельное слово, а сочетание слов, не всегда имеющих грамматическую связь. Например, «наступила осень», «дожд- ливая наступила». Произошло соединение глагола с иными частями речи. Такое явление может наблюдаться и у учащихся с ЗПР, обучающихся в младших классах. При этом в среднем дошкольном возрасте такого рода синкретические лексические связи характеризуются как норма для данной возрастной катего- рии, но к старшему дошкольному возрасту и к началу обучения в школе они, как правило, исчезают. В раннем возрасте дети с ЗПР вообще не способны к изолированному восприятию глаголов, а синкретичность сохраняется до на- чала школьного обучения. Неспособность вычленить глагол из контекста пред- ложения во многом затрудняет понимание смысла, заложенного в тексте. Восприятие и понимание слов, обозначающих свойства и признаки пред- метов, для детей с ЗПР крайне затруднительно и недифференцировано [1]. Можно отметить, что максимально адекватно, при описании предметов по цве- товым характеристикам, воспринимаются названия основных, достаточно ло- кальных, цветов. При характеристике величины предметов, его ширины, длины, высоты, глубины и т. д., имена прилагательные становятся доступными для по- нимания при установлении их синонимичных отношений со слова- ми «большой – маленький». Аналогичная картина наблюдается при восприятии прилагательных, носящих оценочный характер. В частности, все прилагатель- ные называющие положительные свойства, такие как «добрый», «смелый», «храбрый», «знающий», соотносятся с понятием «хороший», а отрицательные свойства (глупый, жадный, трусливый, жестокий) становятся более доступны- ми при синонимичном соответствии со словом «плохой». Понимание предлогов носит нерегулярный, недифференцированный ха- рактер, что проявляется в пропусках и смешениях служебных частей речи. Во многом это зависит от контекста предложения, сложности предложно- падежной конструкции. Дошкольниками с задержкой психического развития семантика многих предлогов может восприниматься одинаково, при этом это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=