Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 81 С. Г. Лещенко, О. А. Асмаловская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СПЕЦИФИКА ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития импрессивной речи, харак- терные для детей раннего дошкольного возраста м задержкой психического развития, приве- дены примеры речи и процентные результаты констатирующего эксперимента. Ключевые слова: импрессивная речь, задержка психического развития, ранний дошколь- ный возраст. Ранний период очень важен в формировании всех компонентов развития ребёнка, в том числе и формирование импрессивной речи. Ранний возраст об- ладает особым значением для дефектологии, так как именно в этот период на- чинает зачастую образовываться аномальный тип развития. В современных ис- следованиях названный вид речи значительно страдает у детей с задержкой психического развития (ЗПР). В группу детей с ЗПР органического генеза вхо- дят дошкольники с перинатальным поражением центральной нервной системы, перинатальной энцефалопатией и другими органическими дефектами цен- трального характера [1]. Изучение импрессивной речи детей с задержкой психического развития органического генеза можно охарактеризовать недостаточной дифференциа- цией речеслухового восприятия речевых звуков, неразличением смысла от- дельных слов, тонких оттенков речи. Характерным признаком нарушения развития речи у детей с ЗПР можно назвать недостаточность речевой регуляции, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи [2]. Словарный запас и понимание лексики у детей с ЗПР весьма своеобразны, что можно связать с тем, что у них наблюдается интеллектуальная и эмоцио- нальная незрелость, а также сниженная познавательная активность. Можем от- метить такие характеристики словарного запаса и его особенности у детей с ЗПР: пассивный словарь преобладает над активным, что отличает детей с ЗПР от умственно отсталых дошкольников; словарный запас ограничен в количест- венном и качественном плане; затрудненная активизации, то есть перевод слова из пассивного состояния в экспрессивное; имеющиеся в запасе лексемы неточ- ны по своему значению, недифференцированы, а иногда и неадекватны; от- дельные слова вовсе не различимы по смыслу; тонкие оттенки значений сино- нимичных рядов не различимы. В значительной степени страдает номинативная функция речи, в частнос- ти, соотнесение предмета и слова. Например, «Ромашка – это и ромашка, и ро- за, и ландыш», «Уха – это такая рыба». Дети испытывают затруднения в пони-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=