Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 8 А. В. Прокофьев Институт философии РАН, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НОРМАТИВНЫЕ ПАРАДОКСЫ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОРАЛИ * Аннотация. В выступлении проанализировано противоречие между универсальным характером моральных ценностей и укоренным в живом моральном опыте представлении о допустимости или обязательности оказывать предпочтение своим и близким людям (родст- венникам, возлюбленным, друзьям, соотечественникам и т.д.) Это противоречие актуализи- ровано как в светской этике, требующей равного уважения к достоинству каждого человека, так и в религиозной, требующей универсальной любви к ближнему. Этика пытается снять или смягчить его остроту, однако такие попытки наталкиваются на непосредственный харак- тер обязанностей перед своими близкими людьми. Ключевые слова: мораль, универсальность, семья, государство, У. Годвин, С. Кьер- кегор, Б. Уильямс. Мое выступление связано с одной частной, хотя и очень важной этической проблемой. Но прежде чем приступить к ее краткому анализу, я хотел бы ска- зать несколько слов о задачах той дисциплины, которую я сегодня здесь пред- ставляю. Я имею в виду философию, в отношении которой этика – всего лишь одно из выражений. Это позволит создать контекст для моего дальнейшего рассуждения. Смысл и содержание философской деятельности традиционно получают очень разные интерпретации. Задав философам вопрос о том, чем они занима- ются, можно получить ответы в широком промежутке от «ищут разгадку тайны бытия» до «проясняют концептуальный аппарат научного познания и практиче- ского дискурса». Я не буду сейчас предлагать собственный развернутый ответ, но хотел бы акцентировать ту задачу философской мысли, которую она выпол- няет при любом понимании всех ее иных задач. Это задача проверки общих предпосылок, которые стоят за многообразием общепринятых убеждений. Одну из самых лаконичных характеристик этой стороны философии дал Исайя Берлин, в своем интервью BBC середины1970-х гг. [1] По его мнению, философ пытается дать ответ на вопросы, во что верят люди и почему они ве- рят. И в этом своем качестве он неизбежно сталкивается с сопротивлением фак- тически всех слоев общества, в котором он живет. Причины, по Берлину, две. Во-первых, проверка исходных предпосылок наших теоретических и ценност- ных убеждений неизбежно препятствует гладкому воспроизводству социаль- ных практик. Ведь чтобы действовать, чтобы участвовать в этих практиках, на- до быть «убежденным в своих убеждениях», а философ ставит их подвопрос. Во-вторых, проверка исходных предпосылок лишает любого «человека дейст- * Выступление подготовлено в рамках проектного исследования «Феномен универсальности в морали», осуществляемого при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), грант № 18-18-00068.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=