Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 79 дивидуально-психофизиологических характеристик человека. Именно психоди- агностические методики и техники часто рассматриваются как основное содер- жание процедуры мониторинга. Различие в том, что результаты психодиагно- стического обследования оформляются в виде психологического диагноза, т. е. определяют текущее состояние субъекта, а результаты мониторинга хоть и фиксируют текущее состояние, но ориентированы на прогноз развития и обес- печение функции управления процессом сопровождения, развития или коррек- ции [3]. Отсюда следует, что психолого-педагогический мониторинг не может быть сведен только к психодиагностике, хотя сама психодиагностика занимает центральное место в организации мониторинга. По нашему мнению, использование методов психологической диагностики в качестве процедур в психолого-педагогическом мониторинге связано с боль- шим количеством трудностей и, в конечном итоге, в подавляющем большинст- ве случаев нецелесообразно. Ниже приведены некоторые проблемы, которые проявляются в таких ситуациях: – соответствие психологических средств задачам мониторинга; – переоценка возможностей процедуры тестирования; – отсутствие стандартов психологической оценки; – трудности с получением обобщенных результатов (среднее значение представляет собой суммирование отдельных результатов, а не обобщение); – высокий процент биологических и социальных факторов; – низкие динамические характеристики личности, зафиксированные тем или иным способом [1]. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать следующее: психолого- педагогический мониторинг – это полноценный инструмент и независимый вид профессиональной деятельности педагога-психолога, который вполне согласу- ется с другими хорошо знакомыми и отработанными видами и направлениями работы – формирующим экспериментом, психолого-педагогической эксперти- зой, психодиагностикой. С одной стороны, все эти виды деятельности школь- ного психолога связаны с мониторингом и включены в его процедуру, а с дру- гой стороны, они не позволяют увидеть и понять его специфику и особенности. Рассмотрение мониторинга как инструмента профессиональной деятель- ности педагога-психолога – это важная, но неполная характеристика. Психоло- го-педагогический мониторинг представляет собой сложную организационную технологию, а профессиональная позиция педагога-психолога, который прово- дит мониторинговые исследования, существенно отличается от позиции психо- лога-исследователя или психолога-диагноста. Литература 1. Алехина, С. В. Мониторинг как вид профессиональной деятельности пе- дагога-психолога / С. В. Алехина, М. Р. Битянова // Вестн. практ. психол. обра- зования. – 2009. – № 4 (21). – С. 66–73. 2. Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования. Теорети- ческие аспекты: Учеб. пособие / Т. И. Боровкова, И. А. Морев. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=