Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 78 Для того, чтобы разобраться в сущностном содержании мониторинга, не- обходимо провести сравнительный анализ мониторинга с основными видами деятельности педагога-психолога. К числу таких видов, или направлений, рабо- ты относятся психолого-педагогический эксперимент, психолого-педагогиче- ская экспертиза и психодиагностика [1]. Для начала сравним мониторинг и психолого-педагогический, или форми- рующий, эксперимент. Эксперимент представляет собой метод психолого- педагогического исследования, а исследование, в свою очередь, является мето- дом получения новых знаний. Таким образом, мониторинг вполне можно опре- делить как вид исследовательской деятельности, ориентированной на выявле- ние причинно-следственных связей между изучаемыми процессами или явле- ниями. Однако мониторинг не является и не может рассматриваться в качестве самостоятельного метода исследования. Во-первых, в мониторинге отсутствует гипотеза, а основная цель мониторинга – получение информации об изучаемом процессе, но не установление причин или факторов. Кроме того, ценность по- лученных в ходе мониторинга данных объективно очень ограничена во време- ни, а сама процедура мониторинга не предполагает изменение условий и крите- риев. Мониторинг – абсолютно статичная процедура, которая раз за разом вос- производится без изменений [3]. Следовательно, мониторинг можно рассматривать как особую исследова- тельскую деятельность педагога-психолога, направленную на установление причинно-следственных связей между реальными процессами или явлениями. Следующей парой для сравнения выступает «мониторинг – психолого- педагогическая экспертиза». Направлениями психолого-педагогической экс- пертизы являются экспертиза образовательной среды, экспертиза образователь- ных технологий, экспертиза профессиональной деятельности и т. д. Психолого- педагогическая экспертиза – это комплекс психологических исследований и методик, направленных на оценку уровня психологического и психофизиоло- гического развития и состояния ребенка. Цель психологического обследования в образовании можно определить как установление соразмерности между соци- ально-педагогическими условиями и требованиями к деятельности и поведе- нию учащихся и их возрасту, индивидуальным и другим возможностям и зада- чам развития. Мониторинг и психолого-педагогическую экспертизу «объединяет» высо- кая наукоемкость данных процедур, владение специалистом глубокими зна- ниями в психологии, педагогике и образовательной практике. В то же время, психолого-педагогическая экспертиза – это разовая процедура обследования. В отличие от мониторинга, экспертиза не предполагает описание прогноза раз- вития, а всего лишь его констатацию. Далее сравним диаду «мониторинг – психодиагностика». Сравнение этих видов деятельности педагога-психолога для нас представляет особый интерес. Психодиагностика в ее классическом понимании – это раздел психологии, ко- торый изучает методы выявления психологических особенностей, свойств и со- стояний человека. Практическая психодиагностика – это собрание методик и конкретных техник для определения индивидуально-психологических и ин-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=