Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 77 Т. И. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Аннотация. В статье автор обращается к проблеме использования мониторинга в ра- боте психолога образовательной организации. Мониторинг рассматривается на основе срав- нения с основными направлениями деятельности педагога-психолога, в частности, форми- рующим экспериментом, психолого-педагогической экспертизой и психодиагностикой. Ключевые слова: психолого-педагогический мониторинг, формирующий эксперимент, психодиагностика, профессиональная деятельность педагога-психолога. Мониторинг на сегодняшний день признан одним из видов профессио- нальной деятельности педагога-психолога и занимает важное место не только в психологической практике, но и в содержании профессиональной деятельнос- ти всех работников системы образования. По статистике, половина российских психологов (55 % от общей выборки из 7000 респондентов) применяют психо- лого-педагогический мониторинг несколько раз в год. Более того, более поло- вины школьных психологов делают это ежемесячно. Мониторинг – зарубежный термин, который происходит от латинского слова «monitum» – напоминание, предостережение; указание, предсказание; и «monitor» – тот, кто предостерегает, напоминает, предупреждает [4]. Понятие «мониторинг» стало уже привычным не только в науке, но и в различных об- ластях общественной практики. Наиболее распространенное понимание мони- торинга – это наблюдение за каким-либо процессом или явлением с использо- ванием одной и той же системы критериев. Проводится мониторинг, как прави- ло, с определенной заданной периодичностью. Сущностью мониторинга явля- ется систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов, с целью недопущения негативных последствий. Мониторинг сегодня является современным и актуальным инструментом не только в деятельности психолога, но и педагогов. Мониторинг помогает внедрять в образовательную практику инновационные проекты и отслеживать качество подготовки обучающихся. Однако не все работники системы образо- вания владеют технологией проектирования и проведения мониторинга, что безусловно отражается на востребованности таких специалистов [2]. В то же время чрезмерный энтузиазм психологов в отношении мониторин- га вызывает серьезные опасения. В профессиональном сознании психологов мониторинг часто ассоциируется с диагностикой (иногда с лонгитюдным экс- периментом), что заставляет задуматься об уровне и результатах мониторинго- вых исследований, проводимых педагогами-психологами. Абсолютно понятно, что если мониторинг подменяется любым другим видом деятельности школь- ного психолога, например, психолого-педагогической экспертизой или психо- логической диагностикой, то он не выполняет свои задачи и не достигает по- ставленной цели.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=