Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 74 относительно лекционных: 20 и 16 часов соответственно. Основной акцент был сделан на самостоятельную работу студентов, на которую отводилось 34 часа. Тенденция подчиненности историко-педагогического знания теории педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя продолжала усиливаться, несмотря на то, что ученые вполне обоснованно характеризовали значимость ее аксиологического, культурологического, эвристического и прогностического потенциала для формирования личности будущего учителя (Б. М. Бим-Бад, А. Н. Джуринский, М. В. Богуславский и др.). В целом, обращение к теоретическому аспекту истории педагогики позво- ляет констатировать динамику ее развития как объективно сложившегося науч- ного направления, актуализирующего педагогические идеи и концепции про- шлого в контексте современных проблем образования и воспитания. Однако практически отсутствуют работы, посвященные научно-методическому обос- нованию включенности историко-педагогического знания в содержание про- фессиональной подготовки будущего учителя. В связи с этим предложим следующие концептуальные основы изучения студентами-бакалаврами историко-педагогического знания с учетом требова- ний ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Педагогическое образование». Получение высшего образования представляет собой важный этап в ду- ховной жизни человека, связанный с определением своей самобытности, инди- видуального способа жизни, формированием Я-концепции, определющих ми- ровоззренческие позиции будущего учителя и направленность его личности. В этом смысле обращение к историко-педагогическому наследию в контексте развития человеческой цивилизации и культуры дает понимание важности дея- тельности учителя как духовного наставника молодежи, значимости общечело- веческих «доброделей» и духовных идеалов как ценностных ориентиров в про- ектировании целей воспитания и образования личности. Компетентностно-квалификационный подход обусловливает соотнесение содержания и организации изучения историко-педагогического знания с об- ластями профессиональной деятельности будущего учителя, решаемыми ти- повыми задачами в области образования, создания воспитательной среды, проектной и научно-исследовательской деятельности. В этом контексте исто- рико-педагогическое знание призвано содействовать формированию таких универсальных компетенций как, системное и критическое мышление, фор- мируемое в процессе анализа первоисточников – работ ведущих мыслителей- педагогов прошлых эпох, выбор оптимальных способов решения актуальных педагогических проблем с опорой на исторический опыт, содействие форми- рованию уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных народов. Междисциплинарный подход ориентирует на целостное восприятие педа- гогического процесса как сложной динамичной системы, результативность ко- торого обусловлена активностью его субъектов, способностью их к свободному творчеству и самореализации, развитию индивидуальности, в том числе в бу- дущей профессии. Такой подход призван содействовать сочетанию внешней и внутренней сторон деятельности будущего учителя в ходе его профессио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=