Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 73 детей посредством организации разных видов деятельности. Наблюдается пе- ренос акцентов в структуре подготовки с теоретического знания на формирова- ние у студентов практических (инструментальных) умений и навыков, что дос- тигается увеличением удельного веса практик, самостоятельной работы. Ис- пользование партнерства и ресурсов сетевого взаимодействия рассматривается как важное условие в создании среды, необходимой для формирования актив- ной, мобильной, самостоятельной и креативной личности будущего учителя. В этом контексте существенные изменения наблюдаются в подходах к изучению студентами педагогических дисциплин, в частности, освоению ими историко-педагогического знания. В разработанных ведущими отечественными вузами моделях ОПОП при- сутствуют различные варианты, предусматривающие сохранение самостоя- тельности истории педагогики в структуре педагогического модуля, или инте- грацию историко-педагогического знания в содержание разделов дисциплины «Педагогика», которые соотнесены с основными видами педагогической дея- тельности – образовательной, воспитательной, управленческой и др. Следует заметить, что в истории отечественного высшего педагогического образования история педагогики всегда была включена в структуру общепеда- гогических дисциплин. Это было обусловлено признанием педагогической нау- кой и практикой значимости историко-педагогического знания для понимания будущим учителем генезиса и путей развития духовной и материальной куль- туры, истории воспитания человека, формирования его мировоззрения, профес- сионально-педагогической направленности мышления в целом. «История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспита- нии и образовании, высвечивает истоки современного педагогического процес- са, ведет к духовным сокровищам, которые, порой, оказываются невостребо- ванными при воспитании новых поколений»[1, с. 48]. Однако удельный вес истории педагогики и ее место в учебных планах педвузов не были однозначны и подвергались изменениям. Во второй половине XX века наблюдалось стабильное снижение часов с 98 ч (1951 г.) до 60 ч (конец 1970 – начало 80-х годов), также перераспределение их между лекциями и практическими занятиями. «Если в 50-е годы на лекции отводилось 76 ч, а на практические занятия – 22 ч, то к началу 80-х годов соответственно – 50 ч и 10 ч [2, с. 133]. Были предприняты попытки «синтезирования» историко-педагоги- ческого знания в теорию педагогики, изучаемую студентами на 2 курсе, кото- рые, однако, не оправдали себя (А. И. Пискунов). В 1980-90-е годы история пе- дагогики, несмотря на разные названия ее как учебной дисциплины», занимала вполне стабильное место в содержании профессионально-педагогической под- готовки будущего учителя. Более того, получил признание подход, при котором история педагогики изучалась после теории педагогики, что позволяло студен- там «более осмысленно подходить к пониманию закономерностей всемирного историко-педагогического процесса, соотносить его с современными явления- ми в области теории педагогики и школьной практики» [2, с. 134]. Однако часы, отводимые на дисциплину, продолжали сокращаться и к 2008 г составили 36 ч. При этом наблюдалась тенденция на увеличение доли практических занятий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=