Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 72 М. А. Кувырталова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Аннотация. В статье рассматривается проблема историко-педагогического знания, его роль в профессиональной подготовке будущего учителя. Характеризуется динамика истории педагогики как учебной дисциплины в структуре учебных планов педвузов второй половины XX – начале XXI столетий. Обозначены концептуальные идеи в обосновании ценностно- целевого, содержательного и процессуального аспектов изучения историко-педагогического знания с учетом требований ФГОС ВО к компетентностно и практико-ориентированной под- готовке будущего учителя. Ключевые слова: история педагогики, историко-педагогическое знание, практико- ориентированная подготовка, профессиональная подготовка будущего учителя. Современное общество и сфера образования как одно из приоритетных его направлений ориентированы на формирование личности человека, готового к жизни в условиях глобализации и интеграции, открытости мировому социокуль- турному пространству, цифровой экономики, активного поиска инновационных подходов к решению актуальных вопросов жизнедеятельности. Несомненно, клю- чевая роль в этом процессе принадлежит учителю, от мастерства которого во мно- гом зависит успешное достижение целей современного образования. В этой связи возникает ряд проблем профессиональной подготовки буду- щих педагогов. «Высшее учебное заведение становится пространством интен- сивной социализации, социокультурного погружения человека, умственного, ду- ховного, гражданского, нравственного роста студентов. Гуманистическая пара- дигма современного образования актуализировала концепцию творческого разви- тия личности и индивидуальности, которая не сводит активность личности только к приобретению совокупности знаний, умений и навыков, а исходит из универ- сальности человеческой активности, когда развитие одной способности в ходе об- разования неразрывно связано с формированием других способностей» [3]. Введение ФГОС обусловило поиск новых подходов в обосновании миссии педагогического вуза, структуры и содержания профессиональной подготовки будущего учителя. Обращение к опыту российского педагогического образова- ния позволяет констатировать следующие изменения. Ценностно-целевые ори- ентиры стали соотноситься с достижением образовательных результатов, кото- рые позволяют выпускнику педвуза осуществлять обозначенные стандартом основные функции педагогической деятельности, обеспечивать реализацию об- разовательных программ различного уровня и направленности. Содержатель- ные и технологические аспекты подготовки педагогов призваны содействовать формированию компетентности по сопровождению ими личностного развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=