Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 69 О. И. Кокорева, Ю. М. Васина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматриваются критерии и показатели, по которым оценивает- ся уровень сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни и да- ется их обобщенная характеристика. Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети дошкольного возраста, отношение ре- бенка к здоровью, процесс обучения, художественная литература. В наше время физическое и психическое здоровье человека является усло- вием его успешного функционирования в жизни. Это касается всех возрастных категорий, в том числе и детей раннего и дошкольного возраста. Постоянное усовершенствование системы дошкольного образования требует поиска модер- низированных форм физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях разного вида. В настоящее время большое внимание уделяется внедрению здоровьесбе- регающих технологий в практику работы дошкольного учреждения, ориенти- рованных на приобщение детей к здоровому образу жизни. Но, несмотря на все попытки образовательных учреждений сформировать потребность в здоровом образе жизни у подрастающего поколения и оказать необходимую профилактическую, коррекционную и реабилитационную по- мощь детям, уровень здоровья воспитанников и учащихся остается низким. При решении данного вопроса наблюдается ряд противоречий: между имеющимися у ребенка представлениями о нерушимости своего здоровья и ре- альным уровнем физического состояния и физических возможностей; между необходимостью формирования представлений о здоровом образе жизни как основы благополучного личностного развития и отсутствием разработанной методики работы с детьми; между имеющимся опытом применения художест- венной литературы в педагогической деятельности и необходимостью ее ис- пользования для решения задачи формирования представлений о здоровом об- разе жизни. [1] Для разрешения вышеуказанных противоречий, нами была выдвинута ги- потеза исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы будет эффективным при соблюдении следующих условий: а) осу- ществление отбора художественных произведений в соответствии с компонен- тами здорового образа жизни; б) организация обобщающего обсуждения со- держания художественных произведений с элементами игры-драматизации; в) использование в процессе чтения художественной литературы наглядного материала, соответствующего ее содержанию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=