Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 66 Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступле- ния ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6–7 до 10–11 лет (1–4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечи- вающее возможность систематического обучения в школе. Следует отметить, что на сегодняшний день педагоги испытывают ряд затруднений при осуществлении оценивания достижений обучающихся. В ча- стности, недостаточно четко сформулированы критерии для оценивания кон- кретных результатов, достижений школьников; отсутствуют фонды оценоч- ных средств (особенно, когда речь заходит о личностных, метапредметных ре- зультатах); не разработана процедура комплексной оценки достижений ребен- ка; осуществление оценивания достижений учащихся на основе шаблонов, ос- тавляющих для учителя возможность субъективного подхода к трактовке ре- зультатов, и др. Все это говорит о том, что необходим поиск новых способов оценивания достижений обучающихся, позволяющих устранить сущест- вующие трудности, сделать процесс оценивания прозрачным, объективным, комплексным, всесторонним, что особенно важно на ступени начального об- щего образования. На сегодняшний день имеется достаточно большое количество исследова- ний, посвященных изучению и разработке альтернативных систем оценивания достижений школьников. К таким системам, способам относятся, например: безотметочная система, тестирование, рейтинг, портфолио и др. Каждая из дан- ных систем имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, безотметочная система подразумевает оценку достижений обучающихся через самооценку, а отметки в данном случае играют роль относительного результата достижений ребенка на пути его развития и усвоения им необходимых знаний, умений и на- выков [3]. Л. В. Золотова, говоря о безотметочном обучении, отмечает, что дан- ный подход к оцениванию может позволить преодолеть такие недостатки суще- ствующей отметочной системы, как недостаточность информации о достиже- ниях ученика, отсутствие возможности для полноценной индивидуализации обучения, наличие соревновательности между детьми, обусловленной завистью и т. д. Безотметочное обучение позволит снизить уровень напряженности, свя- занный с оценками, позволит детям открыто признаваться в непонимании того или иного предмета и спокойнее чувствовать себя на уроках [3]. Наиболее проблемным способом оценивания, по мнению многих ученых, является тестирование, поскольку, для того чтобы тесты использовались как средство оценивания конкретных результатов, они должны быть грамотно с психолого-педагогической точки зрения разработаны и предварительно про- верены на достаточно большом количестве обучающихся [2]. Как отмечают В. А. Злобина и Е. А. Кувалдина, тесты позволяют как дать количественную ха- рактеристику уровня достижений ученика по конкретному предмету, так и опре- делить уровень его общего развития. Однако они оценивают исключительно зна- ния детей, отставляя на второй план способности ученика в целом, его творче- ский, познавательный потенциал, особенности мыслительной деятельности [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=