Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 65 Л. С. Козлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Аннотация. В статье рассматриваются способы оценки достижений младших школьни- ков. Представлены затруднения при осуществлении оценивания достижений обучающихся. Ключевые слова: оценивание, достижения, младшие школьники. Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и сущест- венной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений школьников. То, как оценивают ребенка в школе особенно на начальном этапе получения образования, во многом определяет его отношение к обучению в дальнейшем. Именно поэтому наличие адекватной системы оценивания в об- разовательных учреждениях так важно. В соответствии с требованиями Федерального государственного образова- тельного стандарта к результатам, подлежащим оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации обучающихся, относятся: личностные (готовность и спо- собность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и позна- нию и др.); метапредметные (знание межпредметных понятий, уровень разви- тия универсальных учебных действий, наличие общекультурных, учебно-позна- вательных, коммуникативных компетенций и др.); предметные (опыт специфи- ческой для конкретной предметной области деятельности по получению нового знания, способность к его преобразованию и применению и др.) [8]. Данные группы результатов могут относиться к достижениям учащихся. Рассмотрим это понятие более подробно. В национальной педагогической энциклопедии понятие «учебные дости- жения обучающихся» трактуется как «знания, умения, навыки и компетенции, которые приобретены учениками в процессе обучения и отражают достигнутый ими уровень развития личности» [5]. Согласно позиции П. Н. Дяглюк, Е. З. Мат- веевой, Г. А. Овсепян, Т. В. Панаевой, Ю. В. Шарова и др., достижения школьни- ков – это «те результаты, которые демонстрируют их усилия, прогресс и инди- видуальные достижения в разнообразных видах деятельности» [6]. Г. Ш. Галиева рассматривает достижения обучающихся с позиции успеш- ности ребенка, определяя ее как набор следующих качеств: положительная мо- тивация к учебной деятельности, умение презентовать полученные знания, по- зитивные взаимоотношения с педагогом, сверстниками, одноклассниками, аде- кватная самооценка и др. [1]. В своей работе мы ведем речь о достижениях младших школьников. В этом возрасте в силу активной познавательной деятельности учащиеся де- монстрируют не только высокий уровень учебных, но и внеучебных достиже- ний, включающих мотивацию, ценностно-смысловое отношение детей к обуче- нию, общеучебные компетенции, опыт творческой деятельности и т. д. [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=