Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 63 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ Аннотация. В статье представлен пример использования кейс-технологии в процессе изучения студентами методики проведения экскурсий по биологии Ключевые слова: методика обучения биологии, кейс-технология, экскурсия. Важнейшая задача современного высшего профессионального образования является – сформировать умения и навыки, позволяющие выпускникам эффек- тивно использовать приобретенные знания в конкретной профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль кейс-технологий, в основе которых исполь- зуются реальные профессиональные ситуации, специально разрабатываемые на основе изученного теоретического материала. В процессе разрешения проблем- ных ситуаций студенты учатся оценивать ситуацию, проводить анализ и при- нимать профессиональные решения. Метод кейсов, называемый также метод ситуационного обучения, отлича- ется от традиционных методик обучения следующими особенностями: 1. Метод широко используется для получения умений и навыков по темам, в которых возможно использовать разнообразные пути решения. Так, процесс реализации конкретной цели и содержания биологического образования может быть осуществлен разными способами, отличающимися подбором форм, мето- дов, методических приемов и учебного оборудования. Обсуждая возможные способы решения, студенты обогащают собственное представление о путях решения проблемы. 2. Результатом применения метода являются не столько знания и умения, сколько навыки профессиональной деятельности. 3. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения анализировать, синтезировать, обобщать, проводить самоанализ учиты- вать альтернативную точку зрения, аргументированно представлять собствен- ную позицию. Предполагается, что процесс осуществления биологического образования в средних учебных заведениях разных типов, не может происходить по одно- значно рекомендуемым технологиям. Суть обучения методом кейсов заключа- ется в том, что каждый студент предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Метод кейсов был реализован в преподавательской деятельности в Ташкент- ском государственном университете имени Низами в рамках договора о межву- зовском сотрудничестве, подписанном в ходе проведения Первого российско- узбекского образовательного форума «Новые кадры – для новой экономики».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=