Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 61 Н. С. Карташова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ» Аннотация. В статье обоснованы разные уровни самостоятельной работы студентов, реализующие принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся. Ключевые слова: индивидуальные особенности, контроль знаний, методика обучения биологии, уровни самостоятельной деятельности. Одной из ключевых задач современного процесса образования является создание условий для полноценного проявления индивидуальных особенно- стей, творческого потенциала и самообразования учащейся молодежи. Это за- дача отвечает как тенденции расширения возможности получения учебной ин- формации, так и тенденции личностно ориентированного обучения. Учет индивидуальных особенностей студентов в процессе изучения дис- циплины «Методика обучения биологии» происходит на разных уровнях. Пре- жде всего, выделяются уровни качества усвоения учебного материала, соответ- ствующие планируемым результатам обучения при формировании определен- ной компетенции: уровень качества усвоения знаний в процессе теоретического обучения и уровень овладения умениями и навыками. Для каждого из уровней разрабатываются задания и механизм их оценки, позволяющие преподавателю судить о степени успешности их усвоения. Так, для теоретического уровня, предлагаются задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной рабо- ты, позволяющие изучить философскую, законодательно-нормативную базу, педагогические и психологические основы методики обучения биологии. Для практического уровня предлагаются задания по разработке и реализации мето- дических рекомендаций для разнообразных форм обучения биологии в средней общеобразовательной школе. Задания каждой группы также дифференцированы по следующим при- знакам: а) по характеру познавательной деятельности студентов (репродук- тивная, продуктивная, эвристическая, творческая); б) по степени самостоя- тельности студентов в учебной деятельности (самостоятельная, несамостоя- тельная). Таким образом, для характеристики уровней усвоения знаний и уме- ний в процессе обучения используются такие интегрированные характеристи- ки как: уровень узнавания (репродуктивная, несамостоятельная деятельность); уровень воспроизведения (репродуктивная самостоятельная деятельность); эвристический уровень (продуктивная самостоятельная деятельность). Для каждого уровня предполагаются разнообразные задания, связанные с четырь- мя разделами школьного курса биологии и возможностью выбора из множест- ва тем в каждом из разделов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=