Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 59 имея несколько неизвестных, самостоятельно вести поиск выхода из проблем- ной ситуации. Для учащихся более старшего возраста дидактические задания усложня- ются: вводятся многочисленные переходы от одной знаково-символической системы к другой. В задании, описанном ниже, ученики должны проявить уме- ние составлять и «читать» электрические схемы и самостоятельно переходить к использованию (соединению) реальных приборов. После выполнения экспе- римента учащиеся должны записать законы постоянного тока для данного уча- стка цепи, сделать выводы после проведенных расчетов о корректности полу- ченных результатов. Кроме того, на этапе рефлексии учащимся было предло- жено ответить на вопрос: «Какие трудности вы испытали при выполнении дан- ного задания?». После проведения измерений я даю учащимся известные дан- ные электрических сопротивлений, для осуществления самопроверки. Приведем ниже это задание: используя источник тока, вольтметр, ампер- метр, набор резисторов определите общее сопротивление участка цепи, изоб- ражённого на рисунке, и сопротивление каждого резистора в отдельности. Уч- тите правила включения измерительных приборов в электрическую цепь. Про- верьте практический результат аналитическим методом, сделайте выводы. Во время внеурочной деятельности также приходится разрабатывать зада- ния для учащихся: например, предложить задания-вопросы, в которых отража- ются этапы проектирования итогового объекта (предмета), или исследователь- ские задания. Каждый год на базе МБОУ ЦО № 25 проходит внутришкольная научно- практическая конференция «Сократ», участие в которой служит плацдармом для выхода на городской и всероссийский уровень. Естественнонаучные пред- меты – особенно физика, являются особо популярной областью исследований для учащихся. В связи с этим для учеников разных классов, желающих принять участие в создании продукта проекта, я заранее придумываю темы различных проектов, что-то мне предлагают сами учащиеся. После анализа моих и предос- тавленных ребятами данных, приходится разрабатывать дидактические «мате- риалы-оборудование», которые способствуют вовлечению в самостоятельную работу группу учащихся для выполнения интересных (или необходимых) по- зиций проекта. Хочется привести конкретный пример нашей практики применения разра- ботанных дидактических материалов при реализации системно-деятельност- ного подхода во внеурочной деятельности. Рассмотрим один из них. Группе учащихся 10–11 класса (3 человека) я предложил реализовать момент из второй части фильма «Иллюзия обмана», где один из главных героев – фокусников управляет каплями дождя. Данная демонстрация мне известна как «Левитация жидкости». Первым этапом вовлечения школьников в деятельность была моти- вация на выполнение проекта. Я предложил учащимся посмотреть фильм и найти материалы, которые дают научное объяснение этому фокусу. Через па- ру дней учащиеся с энтузиазмом и вдохновением предоставили секрет фокуса и список сайтов известной демонстрации по левитации воды. Они выяснили, что для данной демонстрации необходимо использовать дождевые машины

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=