Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 58 А. А. Ефремов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Центр образования № 25 с углубленным изучением отдельных предметов РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Аннотация. В данной статье показаны методические подходы к разработке дидактиче- ских заданий по физике в условиях реализации ФГОС общего образования в процессе уроч- ной и внеурочной деятельности. Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС), системно-деятельностный подход, планируемые результаты обучения, дидактические задания по физике. Стремительные преобразования, происходящие в современном обществе, влекут за собой изменения и в сфере образовательного пространства. Требова- ния, предъявляемые ФГОС, влияют на технологии проектирования образова- тельного процесса, и прежде всего на формы реализации – урока. В условиях реализации ФГОС проектирование уроков должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно-деятельностного подхода. Одним из важнейших факторов успешного обучения и развития познавательного интере- са учащихся при реализации системно-деятельностного подхода является хо- рошо продуманная организация их самостоятельной работы. Значимым средст- вом решения этой задачи выступают дидактические материалы. Разработка дидактических материалов, конечно, осуществляется с учетом необходимости достижения определенного качества образования, сформулиро- ванного в виде планируемых результатов обучения в предметной, метапред- метной и личностной сферами. Учитель при разработке своих материалов, обеспечивающих высокую степень самостоятельной деятельности школьников, руководствуется рядом ориентиров, и, в частности, материалами ОГЭ, ЕГЭ. Так, например, в системе развивающего урока на этапе контроля учащимся 7– 9 классов я предлагаю экспериментальные задания следующего типа: две упру- гие пружины под действием приложенных к ним сил удлинились на одну и ту же величину. К первой пружине неизвестной жесткости была приложена сила величиной F 1 , а ко второй, также неизвестной жесткости – сила F 2 . Как соотно- сятся силы, растягивающие пружины? Для нахождения жесткости пружин ис- пользуйте штатив с муфтой и лапкой, пружину № 1 и пружину № 2, динамо- метр, линейку и набор грузов, соберите экспериментальную установку для из- мерения жёсткости пружин. Определите жёсткость каждой пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром. Как видим, данное задание развивает навыки работы с эксперименталь- ным оборудованием, развивает умение анализировать данные учебной задачи,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=