Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 57 знавательной активности через познание детьми окружающего предметного мира в процессе развития их психических процессов, сенсорных эталонов; б) развитии диалогической речи ребенка, основанной на педагогической под- держке и сотрудничестве; в) формировании положительной мотивации учения у ребенка в целом; г) развитии личностных характеристик ребенка; д) стимули- ровании познавательной активности учащихся в процессе формирования диало- га, предполагающего ведущую позицию взрослого; е) составлении самостоя- тельной диалогической речи, предполагающей самостоятельность ребенка в диа- логе на основе формирования умений, связанных со слушанием и говорением. При анализе существующей на сегодняшний день психолого-педагогической и психолингвистической литературы, а также при изучении опыта практической работы видны несоответствия между теми требованиями, которое государство и общество в целом предъявляет к социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью и низким уровнем развития познавательной активности таких детей, что делает затруднительным достижение современных требований к уровню адаптации детей в современном обществе. При этом четко видна необ- ходимость дальнейшего целенаправленного изучения познавательной активности детей с нарушением интеллекта. На основании структуры, предложенной Г. И. Щукиной можно выделить следующие критерии, которые могли бы достаточно объективно оценивать по- знавательную активность: – эмоционально-волевой, характеризующийся проявлением положитель- ных эмоций в процессе обучения; – когнитивный – выражающийся в наличии и объеме познавательных во- просов, задаваемых ребенком; – мотивационный, выражающийся в интересе ребенка к познавательной деятельности; – практический, характеризующийся имеющимся объемом знаний и навы- ков, способов действий семьи семьи и готовностью их права применить; – самостоятельность – инициатива и стремление к решению задач без по- мощи взрослого. Литература 1. Васина, Ю. М. Использование компьютерных технологий в качестве пе- дагогической поддержки детей дошкольного возраста с ОВЗ в свободной самос- тоятельной деятельности / Ю. М. Васина, О. И. Кокорева // Актуальные проб- лемы теории и практики современного специального образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во ГБОУ «Школа № 1708», 2017. – С. 184–186. 2. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности млад- ших школьников с интеллектуальным недоразвитием: Дис. … канд. пед. наук / С. В. Кудрина. – СПб., 2000.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=