Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 552 В качестве значимого показателя активности студентов (в том числе рече- вой) мы рассматривали посещаемость музейных мероприятий. Она несколько снижается к 3 курсу: если 45 % второкурсников посещают музей регулярно / иногда и только 10 % – крайне редко, то на 3 курсе 18 % приходят сюда регу- лярно / крайне редко, а 65 % – лишь иногда. Однако не посетившие музей среди опрашиваемых отсутствуют. При посещении музея подавляющее большинство студентов предпочитает активную, деятельную роль: 75 % второкурсников и 65 % третьекурсников – непосредственные участники мероприятий, 10 % второкурсников и 29 % третьекурсников – зрители, готовые воспринимать и обсуждать происходящее, и лишь 30 % второкурсников и 12 % третьекурсников ограничиваются приоб- щением к экскурсионной части мероприятий. Отметим, что 5 % второкурсни- ков считают себя помощниками в составлении сценария мероприятий, а к 3 курсу творческий потенциал возрастает до 12 %. Существенная часть исследования – качественная оценка мероприятий проекта. Наибольший интерес студентов 2 курса вызвал недавно включенный в проект литературно-краеведческий семинар (50 %), заинтересовали литера- турно-поэтические праздники (40 %), «Ночь в музее» (25 %). 15 % студентов запомнили «Рождественские встречи» и поэтические конкурсы, 10 % – литера- турные гостиные. На третьем курсе популярны литературно-краеведческий се- минар и «Ночь в музее» (35 %), значимы литературно-поэтические праздни- ки (24 %), литературные гостиные и поэтические конкурсы запомнили 18 % студентов, тогда как «Рождественские встречи» оказались не актуальны. Как же студенты осмысливают содержание своего личного участия в про- екте? 5 % второкурсников участвовали в представлении русского обряда / в об- суждении литературного произведения / в проведении заочной экскурсии / в создании литературного перевода / в беседе с писателем или поэтом. 10 % про- водили мастер-класс, тогда как 20 % в нем участвовали. 15 % студентов 2 курса представляли обряд своего народа / читали литературное произведение / испол- няли музыкальное произведение (песню) на русском языке. 35 % рассказывали о русском поэте или писателе, 50 % – о поэте или писателе родной страны. На третьем курсе мастер-класс проводило 6 % студентов, принимало участие в нем 18 %. 12 % студентов исполняли музыкальное произведение (песню) на русском языке, 18 % представляли русский обряд или обряд своего народа. 24 % рассказывали о русском поэте или писателе, 29 % беседовали с писателем или поэтом. В чтении литературного произведения на русском языке участво- вали 41 % опрошенных, рассказывали о поэте или писателе своей родины 53 %. Однако ни один студент-третьекурсник не принимал участия в обсужде- нии литературного произведения, в создании литературного перевода или про- ведении заочной экскурсии, что является тревожным сигналом: ведь на третьем курсе есть и собственные поэты, и неутомимые путешественники, и тонкие ли- тературные критики. Наши мероприятия всегда собирают большое число участников. Хорошо ли это на самом деле? Некоторые цифры побуждают руководителей к более гибкому подходу. Вот задание, которое не выглядит сложным: «Перечислите,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=