Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 55 А. С. Дворникова, Ю. М. Васина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Аннотация. В статье рассматриваются основные направления активизации познава- тельной активности детей школьного возраста с умственной отсталостью. Ключевые слова: познавательная активность, дети младшего школьного возраста, умст- венная отсталость, процесс обучения. Тенденцией современного общества становится изменение отношения в более позитивную сторону к лицам с ограниченными возможностями и, в ча- стности, к детям с умеренной умственной отсталостью. В сегодняшнем обще- стве все отчетливее прослеживается запрос об их адаптации к жизни в социуме и возможность реализации потенциальных возможностей таких детей начинает играть все более заметную роль в жизни современного российского общества. Однако на пути реализации этого процесса остро становится вопрос о недостаточном количестве информации и проводимых исследованиях по дан- ной теме в педагогическом сообществе. До недавнего времени в кругу оте- чественных педагогов и медиков такая категория детей считалась практически необучаемой, или лишь недавно стали подниматься вопросы о способах инте- грации этих детей в современное общество и реализации их потенциальных возможностей. В настоящее время процесс обучение детей с умеренной умственной от- сталостью регламентируют следующие документы: – типовое положение о специальном образовательном учреждении; – проект Госстандарта общего образования в части лиц с ограниченными физическими возможностями; – концепция модернизации российского образования. – иные документы образовательных учреждений, непротиворечащие вы- шеуказанным В соответствии с данными документами, организация обучения таких де- тей строится на базе специальных классов в коррекционных образовательных учреждениях, основная цель которых – адаптация и социализация данной кате- гории детей в современное общество. При этом основными направлениями такого обучения являются прежде всего формирование навыков общения и их развитие с расширением социаль- ных контактов, а также познавательная деятельность таких детей. При обучении важно понимать, что у детей с ментальной инвалидностью серьезно нарушена как социальная позиция, так и социальная ситуация разви- тия. Зачастую имеющаяся болезнь может изменить все перспективы личности,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=