Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 548 А. Ю. Каширин, Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА Аннотация. В статье рассматривается понятие культурного потенциала региона, опре- деляется его влияние на развитие региона и культуру страны в целом. Культурно- философское наследие региона рассматривается в статье как важный аспект культурного по- тенциала. В статье рассматривается, в аспекте провинциального этоса, малоизвестное насле- дие тульских мыслителей (А. Т. Болотов, А. С. Хомяков и М. В. Лодыженский). Выявляется актуальность развития культуры провинции и туристического потенциала провинциальной культуры. Оценивается влияние культурно-философского наследия на развитие провинци- альной культуры в целом; определяется практический смысл изучения философского насле- дия региона. Ключевые слова: культурно-философское наследие; культурный потенциал региона; провинциальная культура; провинциальный этос. Расширение культурной памяти страны требует осознания новых смыслов культурной истории регионов, которые формируют культурную историю всей страны, ее культурный потенциал, культурную память. Малоизвестное фило- софское наследие – это не только часть культурной истории, но и часть буду- щей российской культуры. О важности гуманитарной культуры провинции для российской культуры в целом говорил академик Д. С. Лихачев: «Остановка в культурной жизни — это упадок, упадок, который будет все нарастать и приведет нашу страну в раз- ряд третьестепенных цивилизаций, если его не остановить. Культура станет только воспоминанием о прошлом, и то в меру его доступности будущему. Ведь чтобы понять культуру прошлого, надо самим иметь определенный уро- вень в настоящем. Нам грозит культурное одичание и ощущение своего одино- чества в стране, обладавшей одной из самых великих культур мира….Прежде всего надо спасать культуру провинции…» [1]. Рассмотрение философии в контексте культурного этоса позволяет под- черкнуть глубинные философские, мифологические, религиозные корни российской региональной культуры, что позволит по-новому взглянуть на нее, например: – наследие тульских мыслителей в контексте культурного этоса региона можно рассмотреть а) как этико-мистические мифологемы Тульского края (фи- лософское наследие Лодыженского); б) через определение Тульского края как места философского откровения (творческое и философское наследие Хо- мякова); б) через идею гармонии природы и хозяйствования (философское на- следие Болотова); – сформировать алгоритмы практического применения результатов комп- лексного исследования философского наследия региона: создание новых куль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=