Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 544 пространения мошеннических схем, а повсеместное использование цифровых технологий ведет к появлению новых, в том числе и с использованием элек- тронных платежных систем, онлайн-банков, интернет-магазинов. По некото- рым данным, если в 2018 году потери от кибермошенничества составили 22 млрд долл., то к 2023 году ожидается их увеличение более чем в два раза – до 48 млрд долл. Не меньшую опасность представляет для современного общества и рекла- ма (в т. ч. в Интернете), ее подавляющая часть носит информационно-убеждаю- щий характер, преследующий цель привлечь как можно больше потребителей рекламируемого товара, услуги, идеи. Реклама способна не только создавать но- вые потребности в товарах, но может формировать более сложные образования: правовые установки, эстетические вкусы, нравственные ценности, стиль жизни и т. д. Причем часто это происходит совершенно незаметно для самого человека. Авторами было проведено исследование, одной из задач которого являлось оп- ределение влияния рекламы на потребительское поведение. 41,4 % респондентов ответили, что, если им необходим какой-либо товар, они приобретут реклами- руемое. А 2,5 % покупают только товары «из рекламы». В то же время 6,5 % участников исследования никогда не покупают рекламируемые товары. Сегодняшнее общество нередко называют обществом потребления. Можно увидеть потребительское отношение к людям, знаниям, книгам и т. д. Важно только получить желаемое, сказать «у меня есть…», а зачем это нужно, что с этим делать неизвестно [3]. Развитие цифровых технологий дает возможность потреблять все больше и больше и возникает проблема виртуального потребле- ния [2]. Существуют программы, создающие миры, в которых человек может вести любой образ жизни. Например, приобрести все то, что не может себе по- зволить в реальной жизни за виртуальные деньги. Но такие деньги, тоже имеют свою стоимость: 10–70 тыс. виртуальной валюты это приблизительно 40 долл. Такое поведение приводит к тому, что пропадает интерес к реальной жизни, все стремления, цели, желания – в виртуальности. Человек теряет свою индивидуальность. В виртуальной жизни он богатый, знаменитый, ус- пешный [1]; на самом деле – никто. При этом современный человек далеко не всегда задумывается о том, в чем заключается сущность и критерии под- линного успеха, отдавая предпочтение его ложной атрибутики (демонстра- тивное потребление, медиа-известность и т. п.) [4; 9]. Человек не стремится исправить это, боится перемен, поэтому в реальности остается тем, кем был, но зато каждый вечер бежит с работы к компьютеру, желая погрузиться в но- вый, иллюзорный мир. Развивается Интернет-зависимость, когда очень сложно отказаться от гло- бальной сети. Необходимо постоянно проверять почту, общаться в социальных сетях, сражаться в он-лайн играх. По данным Фонда общественного мнения 53 % всей Интернет-аудитории отметили, что, если бы вдруг лишились воз- можности пользоваться интернетом, их жизнь ощутимо изменилась бы. При этом среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет таких 61 % [5]. Значимость Интернета для населения достаточно велика: 41 % респондентов проводит свое свободное время в Интернете (среди молодежи таких людей 46 %) [7].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=