Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 536 М. Л. Гельфонд Тульский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова ИДЕЯ НЕНАСИЛИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ Аннотация. Статья посвящена логической реконструкции и компаративному анализу ключевых доводов в полемике сторонников и оппонентов идеи ненасилия. В фокусе автор- ского интереса находится аргументация таких известных критиков учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и И. А. Ильин. Ключевые слова: моральная философия, русская религиозная философия, этика, Л. Н. Толстой, этика ненасилия, непротивление злу насилием, благо (добро), зло, насилие. Рождение идеи ненасилия – поистине знаковое событие в духовной исто- рии человечества. В круг ее апологетов и подвижников можно с полным на то основанием включить величайших мудрецов, религиозных лидеров, филосо- фов-моралистов и общественно-политических деятелей, как древности, так и современности. Одной из наиболее ярких фигур в этом ряду, несомненно, яв- ляется Л. Н. Толстой, который неизменно настаивал на том, что альтернатива «противления» и «не-противления» есть ключевая проблема выбора оптималь- ной ценностно-нормативной стратегии поведения человека – «…вопрос, самою жизнью поставленный перед всеми людьми и перед всяким мыслящим челове- ком и неизбежно требующий своего разрешения» [1, с. 305]. Ответ самого Толстого на этот вопрос хорошо знаком всему миру как уче- ние о непротивлении злу насилием, появление которого инициировало острую полемику относительно допустимости использования силы как средства борь- бы со злом. Всемирная известность и бесспорный духовный авторитет великого русского писателя придали этой проблеме предельную резонансность, выведя ее далеко за рамки теологического диспута или академической дискуссии, и инициировав масштабное общественное движение поборников ненасилия. Не менее широким и внутренне неоднородным по своему составу оказался и лагерь оппонентов ненасильственной парадигмы, в число которых вошли представители самых разнородных и порой неприрмиримых идейных течений крайне поляризованного российского общества рубежа ХХ–ХIХ столетий: официально-богословских, консервативно-охранительных, либеральных и лево- революционных. Их аргументация, как правило, отличалась изрядной содержа- тельной пестротой и логической аморфностью используемых доводов. На этом фоне особый интерес вызывают труды таких ведущих представи- телей русской религиозно-философской мысли конца ХIХ – первой половины ХХ века, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и И. А. Ильин, поскольку именно в них императив непротивления становится предметом специальной системати- ческой критики. Их фундаментальные полемические доводы можно реконст- руировать в форме трех основных аргументов, к которым (в той или иной ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=