Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 535 из себя бесконечную десятичную дробь, т. е. их невозможно точно выразить никаким способом. Это можно интерпретировать так, что пифагорейцы осозна- ли, что мир наш невозможно полностью познать, он непознаваем, т. е. истина, как минимум не всегда, является достижимой. Как долго не вычислять 2 – никогда не придти к заключению. Однако, из этого не следует, что искать истину бессмысленно. Во-первых, многие отношения все же можно выразить рациональным числом и можно ска- зать, что в каких-то вещах мы можем иметь неопровержимое, точное знание. К таким вещам можно отнести, например, те, которые Рене Декарт признавал, познаваемыми при помощи интуиции (идея математического равенства, что треугольник ограничен только тремя линиями и т. д.) . Во-вторых, необходимо искать те вещи, которые познать невозможно, что бы точно знать, где наш ра- зум способен и неспособен иметь точное знание и не утруждать себя в позна- нии непознаваемого. В-третьих, даже изучение непознаваемых полностью ве- щей, может быть не бессмысленным, если учесть, что когда исчисляем – 2 1, 4 ≈ мы делаем заключение, приближающее нас к истине. А когда мы рас- считываем, что 2 1, 414 ≈ мы делаем еще шаг и становимся к ней еще ближе и т. д. и самое главное движение это является осмысленным. Для Пифагора идеи гармонии, порядка и соразмерности играли очень важ- ную роль в его учении. Открытие данной теоремы хоть и не разрушило пред- ставлений пифагорейцев о гармонии и порядке в мире, по нашему мнению, но, как минимум идею соразмерности затронуло точно. Таким образом, можно ска- зать, что факт несоизмеримости некоторых отрезков, вероятнее всего не разру- шил систему их мировоззрения (особенно учитывая то, что он вполне мог впи- сываться в концепцию взаимодействия двух начал «предела» и «беспредельно- го»), но скорее продвинул её дальше, показав насколько наш мир устроен слож- нее, чем им казалось до этого. Это доказывается тем, что впоследствии последо- ватели Пифагора начали изучать иррациональные числа (Теэтет). А само пифа- горейство было уничтожено под внешним влиянием, а не в силу саморазрушения школы. В дальнейшем элементы пифагорейства вошли в неоплатонизм. Литература 1. Генезис и морфология системы: сращение многообразного [Электрон- ный ресурс] // Bookucheba: [сайт]. – URL: https://scibook.net/pervoistochniki- filosofii-knigi/genezis-morfologiya-sistemyi-sraschenie-9928.html (дата обращения: 12.05.2019). 2. Платон Филеб [Электронный ресурс] // Psylib: Электрон. психол. б-ка: [сайт]. – URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/25fileb.htm (дата обращения: 12.05.2019). 3. Рассел, Б. История западной философии [Электронный ресурс] / Б. Рассел // Гумер: Электрон. б-ка: [сайт]. – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/Rassel/IstFil_03.php (дата обращения: 12.05.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=